А. Брукнер - Симфония №7 Ми мажор (Б. Вальтер)

Mar 11, 2018 22:04

Я все-таки сделал над собой усилие и прослушал при поддержке друзей одну из симфоний А. Брукнера (Седьмую) полностью, а не обрывками, как раньше. Музыка, конечно, очень красивая, и размах письма впечатляющий. Больше всего мне понравилось чрезвычайно вагнеровское по духу Скерцо (его главная тема - не отсыл ли к "Полету Валькирии"?), а его медленная ( Read more... )

Вагнер, Классическая музыка, Брукнер, Брамс, XIX век

Leave a comment

Comments 15

А. Брукнер - Симфония №7 Ми мажор (Б. Вальтер) livejournal March 11 2018, 23:23:10 UTC
Пользователь m_3713 сослался на вашу запись в своей записи « А. Брукнер - Симфония №7 Ми мажор (Б. Вальтер)» в контексте: [...] Автор: https://mendelbookinist.livejournal.com/96423.html [...]

Reply


petrark March 12 2018, 21:41:19 UTC
Вот как. С тех пор, как я стал регулярно слушать Брукнера где-то примерно двадцать лет назад, я думаю, что послушал 7-ю симфонию несколько сот раз примерно в полусотне исполнений, включая раза три в концертном зале (последний и незабываемый раз - в Лейпцигском Гевандхаузе). Другие симфонии, особенно 8-ю и 9-ю, вообще говоря, слушал вряд ли сильно реже.
Ваше наблюдение о противопоставлении Брукнера как иррационального и "трансцендентного" Брамсу как рациональному и "земному" не приходила мне в голову. Точнее, устремлённость Брукнера к потустороннему вряд ли может вызывать сомнения у внимательного слушателя, которого и сам автор не обманет рассказами о том, что в финале 8-й симфонии "изображается" не космогония, а встреча австрийского кайзера с русским царём. А вот в "приземлённости" Брамса я не уверен. В любом случае, их обоих я люблю по-разному, но одинаково сильно.

Reply

mendelbookinist March 13 2018, 11:00:32 UTC
Спасибо Вам за комментарий. Я хотел сказать: Брамс "приземлен" в том смысле, что он здесь, на земле, с реальными человеческими страстями, страданиями, сомнениями, разочарованиями. Музыка Брамса, в том числе, и обо мне, о моей жизни, он далек от мистерий. В центре его искусства - внутренний мир человека, живущего на земле. Брукнера же интересуют совсем другие материи, и вся масса его оркестра направлена в иные сферы. Он завораживает, и слушать его интересно, но все же это не мой мир. Такого рода космогония мне, видимо, не близка.

Брамс для меня композитор №1 в 19 веке.

Reply

petrark March 13 2018, 19:49:23 UTC
Я думаю, что Вы во многом правы.
Интересно, а Бетховена Вы относите к какому веку?

Reply

mendelbookinist March 14 2018, 07:24:51 UTC
Это очень трудный вопрос. :) В своем позднем творчестве он какой-то вневременный, честно говоря...

Reply


abel March 17 2018, 18:11:02 UTC
Форма брукнеровских симфоний очерчена весьма отчетливо и даже резко. В отличие от Брамса у него всегда четко разделы формы отделены друг от друга. В первых частях его зрелых симфоний в экспозиции три темы, иногда главная тема подготавливается исподволь, как в 9-й симфонии Бетховена. Средняя тема экспозиции - лирическая, первая - эпическая или драматическая, даже иной раз трагическая. Третья тема вносит относительно лирики второй сильный контраст, иногда в ней есть нечто демоническое. В принципе, финал построен по такой же схеме: трехтемная экспозиция - разработка - реприза - кода. Границы разделов можно всегда услышать. Кстати, в Седьмой - один из лучших финалов (но в нем зеркальная реприза :) ), но он не сразу воспринимается, это верно. Особняком стоит сложнейший полифонический финал Пятой симфонии. Это что-то вроде финала моцартовского "Юпитера ( ... )

Reply

mendelbookinist March 17 2018, 18:49:51 UTC
Спасибо за такой информативный и развернутый комментарий! Видимо, я слушаю Брамса много и достаточно долго, поэтому форма его произведений мне стала более-менее понятной со временем. Что же касается трехтемной экспозиции, то здесь все же нужен солидный опыт слушания Брукнера, чтобы разобраться, потому что, кроме как на свой слух, мне больше опираться не на что. :)

Насчет симфонии-мифа полностью согласен. Я помню эту Вашу мысль.

Спасибо за поздравление! :) Я, возможно, буду слушать и эту, и другие симфонии еще, хотя и не сразу. В целом мои представления о музыке Брукнера, которые у меня были до прослушивания Седьмой симфонии полностью, более-менее подтвердились.

Reply

abel March 17 2018, 19:06:03 UTC
Я еще в школе прочитал очень хорошую брошюру Л. Раппопорт, где форма брукнеровских симфоний подробно объясняется (вполне доходчиво, кстати). Так получилось, что сначала я читал, а потом уж стал слушать и сразу был сражен. Сейчас я уже не так "фанатею", но от Брукнера не отрекусь никогда.

Reply

mendelbookinist March 17 2018, 19:40:24 UTC
Вряд ли мне, прагматику, этот мир станет близким. Но для общего развития погрузиться в него стоит.

Reply


igor_1965 March 21 2018, 13:16:10 UTC
Седьмая у меня любимая с Кнаппертсбушем, 1949год, VPO. Еще Ванд с NDRSO и хрестоматийный вариант - Йохум с Берлинцами (или Дрезден ???). А впервые услышал с Караяном, достойный вариант, как не странно.

Reply

mendelbookinist March 21 2018, 14:04:57 UTC
Я столько вариантов вряд ли прослушаю. )))

Reply


igor_1965 March 22 2018, 03:34:16 UTC
Как то незаметно Брукнер стал любимым композитором. Мрачноватая и несуетная правда мерцает в его работах. И оптимизм ))) это не Малер с его финалом 6-й. У Брукнера есть свет...

Reply


Leave a comment

Up