Витольд Лютославский написал это произведение по заказу Венецианского бьеннале 1961 года. С одной стороны, "Венецианские игры" - относительно небольшая с точки зрения продолжительности работа, с другой - чрезвычайно концентрированная в силу заложенной в ее четырехчастной структуре контрастности.
Мне стало намного проще проникать в ткань этой музыки, когда я вообразил, что она представляет из себя написанную авангардным языком классическую четырехчастную симфонию. Я предположил, что movement I - это вступительная часть с чередованием быстрой главной и медленной побочной тем, movement 2 - маленькое скерцо, movement 3 - задумчивая медленная часть, movement 4 - заключительная быстрая (по принципу нарастания) часть, где происходит кульминация (триумф хаоса), после чего ударные как бы подготавливают пространство для загадочной неоимпрессионистской коды. Условно разложив для себя эту музыку таким образом, я довольно быстро погрузился в нее, а затем и полюбил.
"Венецианские игры" - одно из первых ключевых авангардных произведений Лютославского. Умный источник на Belcanto.ru указывает, что "здесь композитор впервые испытал новый метод построения оркестровой фактуры, при котором различные инструментальные партии синхронизированы не полностью. В исполнении некоторых разделов произведения дирижер не участвует, а лишь указывает момент начала раздела, после чего каждый музыкант играет свою партию в свободном ритме до следующего знака дирижера. Эту разновидность ансамблевой алеаторики, не влияющую на форму сочинения в целом, иногда именуют „алеаторическим контрапунктом“... В большинстве партитур Лютославского, начиная с „Венецианских игр“, эпизоды, исполняемые в строгом ритме (a battuta, то есть „под палочку дирижера“), чередуются с эпизодами в алеаторическом контрапункте (ad libitum - „по желанию“); при этом фрагменты ad libitum часто ассоциируются со статикой и инертностью, рождая образы оцепенения, разрушения или хаоса, а разделы a battuta - с активным поступательным развитием".
Произведение получилось не таким нависающим и мрачным, как более поздние "Книга для оркестра" и "Mi-parti", несмотря на довольно пугающую грозную кульминацию финала. Мне, впрочем, "Венецианские игры" по своему доминирующему настроению кажутся скорее лирическими. Возможно, это обусловлено тем, что произведение было создано для камерного оркестра, который не обладает необходимым давлением звучности. А может, и потому, что я очень люблю неоимпрессионистскую медленную часть, очень красивую, с ее таинственными перекличками между "деревом" и арфой, равно как и замечательную, почти что волшебную коду в заключении.
https://www.youtube.com/watch?v=J2pDnK6wgEAhttps://www.youtube.com/watch?v=1oc2So90usghttps://www.youtube.com/watch?v=1_QPubJXAjIhttps://www.youtube.com/watch?v=78Bdb3oxsz0