Малер и Кшенек

Feb 21, 2016 20:35

Г. Малер - Симфония №10, Адажио (Л. Бернстайн)
Э. Кшенек - Струнный квартет №8 (Sonare-Quartett)

Адажио впервые слушал сегодня с друзьями - mike_dusk и timalism - по их инициативе. "Надо тебя наконец познакомить с Малером", - сказал мне Михаил. Хотя с Малером я, конечно, был знаком, пусть и не очень подробно. Но это важнейшая веха в истории музыки, а вехи необходимо знать.

Очень красивая музыка, что уж тут говорить. Прекрасные развернутые темы, широкое дыхание, абсолютная всеохватность. У меня возникло ощущение, будто мне рассказывают - нет, даже не об идеальной, а о максимально идеализированной любви. Временами вспоминалось музыкальное сопровождение к голливудским фильмам 40-х годов. Примерно на 17-й минуте композитор огорошил настолько мощным ударом, что я даже вздрогнул. Прекрасное часто соседствует с трагическим.

Понимая, что это очень красиво, я все же чувствовал себя не совсем в своей тарелке. Возможно, потому, что не могу помыслить такую музыку в себе. Нужно особое настроение, чтобы слушать ее часто, и особое внутреннее содержание, чтобы любить. Какого рода - у меня пока нет ответа. Наверное, я слишком земной по своей сути. Прослушанный перед этим одночастный Восьмой квартет Кшенека, мастерски написанный, произвел намного большее впечатление. Для 1981 года это было, наверное, весьма консервативное произведение, поскольку его основные настроения апеллируют к постмалеровскому немецкому декадансу. По окончании прослушивания мы подумали о том, что в Квартете ощущается некая пуантилистичность письма, однако если сравнивать позднего Кшенека с поздним Веберном, то первый представляется мне куда менее графичным, чем второй. К тому же поздний Кшенек не чужд особого романтизма, который был, скорее, характерен для позднего Шёнберга. В Квартете можно даже различить очень красивую мелодию с аккомпанементом ближе к 19-й минуте. Наверное, она произвела на меня самое большое впечатление. Удивительной красоты фрагмент, хотя весь Квартет невероятно красив.

Подумалось также, что это сочинение Кшенека выразительнее двух поздних квартетов Шёнберга. Может, это сиюминутное впечатление.

https://www.youtube.com/watch?v=QYklp4iBP1A

Update: Послушал еще сейчас по совету друга соло флейты в начале финальной части. Замечательной красоты соло. Нужно ли что-то дальше?

Шёнберг, Классическая музыка, XX век, Малер, Шостакович, Кшенек, Веберн

Previous post Next post
Up