Oct 26, 2015 22:52
Слушать этот балет крайне непросто: поначалу вся его негромкая и лишенная ярких эффектов музыка казалась мне вялой и худосочной. Однако позже я стал относиться к Агону с бОльшим интересом, а такие фрагменты, как Pas de deux или вторая кода, с ее невероятно красивой перекличкой (соревнованием?) скрипки и мандолины, стали чуть ли не любимыми. Pas de deux - это уже полноценный мир позднего Стравинского, аскетичный, загадочно-сумрачный, порождающий странные и полувнятные ощущения. Позже эти свойства получат еще более яркое воплощение в "Плаче пророка Иеремии" и "Реквиеме".
Тем не менее полностью одолеть Агон у меня получается нечасто: где-нибудь внимание да рассеивается. Наверное, с музыкальной точки зрения это не самый запоминающийся балет Стравинского - если слушать одну лишь музыку, как я обычно делаю. К визуальному воплощению балета (любого) я равнодушен, оценивать его не умею. По задумке на сцене нет никаких декораций, а танцоры выступают в черно-белых профессиональных обтягивающих костюмах. Все должно быть подчинено лишь одному танцу, его безупречным линиям. В самой музыке весьма отчетливо ощущается абстрактность (если не считать некоторые ритмические сходства со старинными танцами вроде сарабанды и гальярды), драматургия в Агоне выражена очень слабо; можно сказать, ее практически нет. Поэтому зацепиться уху очень непросто. И все же обращаться к этому балету стоит. Есть в нем что-то непостижимо загадочное.
Классическая музыка,
Стравинский,
XX век