Фортепианный концерт Аарона Копленда - яркий документ того времени, в котором он был создан, но не выходящий за его рамки. Если Гершвин в своем знаменитом Concerto in F очень тщательно и кропотливо разрабатывал синтез академической музыки и джаза, то Копленд, кажется, решил откровенно "швырнуть" в трепетные уши музыкальной общественности джазовые идеи "как они есть". Разумеется, сразу воспринять такой "шум" аудитория не смогла, и премьера Концерта в Бостоне, по сути, провалилась.
Не думаю, что Копленд стремился написать глубокую музыку - в отличие от Гершвина, кстати, который ради эффекта "углубления" погрузился в изучение сложных академических приемов. Джаз был еще совсем молод, на статус серьезного искусства не претендовал, и заразительные ритмы, воссоздающие атмосферу мюзик-холлов, пожалуй, то главное, что запоминается в Концерте Копленда. Постепенно это произведение стало нравиться мне больше, хотя оно, по сути, осталось в своем времени, чего не скажешь о более универсальном Концерте Гершвина. Коплендовский концерт - веселый, броский, даже очаровательный в своей небрежности и некоторой сырости - является наглядной иллюстрацией "беззаботных" 20-х, той роскошной жизни, которая начала зарождаться в Америке. Но при этом крайне хороша его лирическая тема из первой части, особенно когда после пышного тутти она начинает звучать на фортепиано. Светлая задумчивость этого фрагмента как-то особенно мила моему сердцу. Слушая его, я почему-то постоянно думаю о Билле Эвансе, его раннем творчестве.
Любопытно, что Копленд, который был очень хорошим пианистом, не стал больше писать фортепианных концертов. Его поздняя фортепианная соната, которую я считаю одним из лучших произведений XX века в этом жанре, абсолютно превзошла по своему содержанию раннюю. Столь же значительный фортепианный концерт под номером два, к сожалению, создан не был.
http://www.youtube.com/watch?v=k8IjtgnTzqA