Мой друг timalism (Тимур) вернул меня к этой Сонате, которая стала первым произведением Бартока, по-настоящему захватившем меня. Если говорить о "любви с первого аккорда" к сочинению, то это как раз тот самый случай. Давно я не слушал его и, прослушав в последние дни несколько раз, понял, что мое восприятие нисколько не померкло - даже обогатилось. Соната довольно большая, но крайне увлекательная и слушается на одном дыхании - за счет яркого тематизма и гениально переданной, иногда не без характерной для Бартока агрессии, изменчивости настроений.
Отчетливо помню свое мгновенное первое ощущение от взбудораженного вступления фортепиано в первой части - королевство кривых зеркал. В Allegro Appasionato есть немало перекличек с ирреальным, волшебным миром Шимановского, но с эмоциональной точки зрения Барток гораздо более интенсивен. Поэтому если музыку первого (те же "Мифы" для скрипки и фортепиано, написанные несколькими годами раньше) можно часто мыслить как изгибающуюся, то у Бартока за счет большей резкости контрастов это, скорее, именно кривизна в зеркалах. Такая вот искривляющаяся красота.
Во второй части много лирики и созерцания, она практически лишена турбулентности. Поистине прекрасно в самом начале задумчивое соло скрипки, очень выразительна пауза перед таинственным вступлением фортепиано. Средний раздел характерен небольшим драматическим обострением, но затем музыка снова становится спокойной и погруженной в себя. Интересно, что всё Адажио практически полностью проходит под знаком скрипки, однако куда более скупые партии фортепиано не менее выразительны и красивы. С замиранием сердца ждешь тех моментов, когда этот инструмент начинает звучать.
Третья часть, пожалуй, самая напористая и агрессивная, в ней сильнее всего чувствуется пульс XX века. Очевидны отсылы к ритмам венгерских или румынских танцев. Любопытен короткий изысканный эпизод в духе Шимановского, неожиданно вспыхивающий в бурном финале и кажущийся инородным в этих полудиких плясках.
Первая соната у меня на диске в исполнении Кристиана Тетцлаффа и пианиста с непроизносимым именем Leif Ove Andsnes. Музыканты играют очень хорошо с точки зрения взаимодействия, однако их звучание, слегка ватное и несколько облегченное, нуждается, на мой взгляд, в большей интенсивности - ведь они же не "Мифы" Шимановского исполняют. На Тюбике мне очень понравилась эта версия, выложенная, по всей видимости, с пластинки.
http://www.youtube.com/watch?v=FbEyhitQf40 В предлагаемой записи скрипка звучит более насыщенно, чем у Тетцлаффа, но не забивает при этом выразительное фортепиано.
А сама Соната, если подводить итог, - настоящий шедевр. В ближайшее время планирую внимательно послушать Вторую. В свое время она не произвела на меня такого же впечатления, как Первая, и я ее быстро забыл.