Интересно то, как преломляется семантика вальса, салонного, часто - праздничного, парадного танца в 19 веке, в контексте 20 столетия. В музыке композиторов нового времени вальс нередко полностью утрачивает свою танцевальность в прямом смысле этого слова и становится средством для выражения куда более глубинных пластов. Это, например, проявляется в
(
Read more... )
Мне хочется даже в нотках вам показать, раз вы заинтересовались. Мне думается, неважно, что вы не играете сами, может быть, все равно увидите то, о чем я говорю.
http://petrucci.mus.auth.gr/imglnks/usimg/6/6c/IMSLP06506-Ravel_-_La_Valse__Piano_.pdf
Ре-мажорный эпизод начинается на стр. 5.
А на стр. 6, в третьем такте второй строчки, там, где смена знаков и указатель "р" начинается эта самая секвенция, про которую я упоминала. Она ведет из си минора, то есть с ноты си в басу (си минор для ре мажора родной, параллельный минор, то есть его звукоряд состоит почти/практически из тех же звуков).
И секвенция состоит в гармоническом смысле каждый раз из чередования 2-й, 5-й ступеней и тоники, в таком ритме: на 4 такта: 1 такт- 2 ступень, 2 такт- 5 ступень, то есть доминанта, 3-4 такт - тоника)
Этой тоникой в первых четырех тактах секвенции можно считать ля минор - мы идем туда. Он появляется как разрешение-тоника в третьем такте, продлеваясь на легкий четвертый такт (это конец второй строчки 6 страницы.)
С третьей строчки начинается второе звено секвенции: басы ля (1 такт), ре (2) и соль. Соответственно, это тоже 2-я, 5-я ступени и тоника, только уже соль минора. То есть ля переосмысливается как 2 ступень соль минора (как перед этим си переосмысливалось как 2 ступень ля минора).
Следующие 8 тактов - секвентного движения нет, идет кадансирование, в результате которого мы почему-то оказывается в ми-бемоль мажоре))). (конец 4 строчки 6 страницы).
Дальше наше ухо ждет еще одно звено секвенции, потому что она же начинается! появляется бас до, как предполагаемая вторая ступень си бемоль минора,
НО! вместо хода на квинту, то есть на ноту фа, мы сползаем почему-то ниже на полтона и попадаем на ми бекар. И это необычайно свежо звучит!
И следующее звено: начинается с ля минора, - и опять, вместо квинты мы сползаем на полтона, вместо ре у нас получается до диез, через который мы попадаем в фа-диез минор.
И оказавшись в нем, на протяжении следующих 8 тактов (с момента смены знаков и появления в ключе до диеза и фа диеза, то есть знаков Ре мажора) мы чудесным образом выплываем и кадансируем в Ре.
Reply
Мне нравятся несколько записей Вальса (довольно разных), думаю, я еще напишу о них отдельно.
Reply
А Равель, наверное, мой самый любимый композитор. Если так вообще можно сказать, - ведь по роду своей работы, я конечно, люблю очень разную музыку.
Вальс, мне нравится больше всего, кажется, в фортепианной версии.
Вообще, фортепианный Равель (включая концерты) для меня гораздо ценнее всего остального. Альборада тоже мне ближе фортепианная (или фортепианное?))).
Reply
Равель у меня один из любимейших. Но, конечно, и Струнный квартет, и Соната для скрипки и виолончели, и Вальс, и Сказки Матушки-Гусыни, и фортепианные произведения абсолютно гениальны. У него практически нет слабой музыки: за что бы он ни брался, получался либо шедевр, либо просто очень хорошее произведение. Фортепианную музыку его люблю всю без исключения, кроме разве что Скарбо. Вальс все-таки для меня интереснее в оркестровой версии.
Есть и список основных предпочтений по фортепиано:
Отражения: Рихтер (запись в Праге, 1965 или 66 гг. Особенно гениальны Птицы, Альборада и Долина звонов), Паскаль Роже
Благородные вальсы: Рихтер (разные записи), Паскаль Роже
Ночной Гаспар: Самсон Франсуа
Гробницы Куперена: Антон Батагов
Павана на смерть Инфанты: Рихтер (разные записи)
Игра воды: Рихтер, Гилельс, Корто
Сонатина: Корто, Роже
Леворучный концерт: Флейшер / Комиссиона, Франсуа / Клюитанс, Цимерман / Булез
Первый концерт: Франсуа / Клюитанс, Цимерман / Булез, но его, кажется, со всеми можно слушать.
Все остальное с удовольствием слушаю с П. Роже
Reply
Батагова послушаю.
Reply
Reply
Leave a comment