Feb 22, 2014 22:49
Подобно российскому хоккею, я оказался в глубоком кризисе, хотя и не таком трагическом - кризисе восприятия музыки. За последние три недели я не прослушал полностью ни одного музыкального произведения или альбома (если говорить о джазе). Если и касался музыки, то исключительно урывками - одна часть отсюда, другая оттуда... Не знаю, что со мной случилось, слушать ничего не хотелось, да и сейчас особо желания нет.
Зато за это время я пересмотрел олимпийские выступления всех фигуристок в женском катании, завоевавших с 1994 года золото, серебро и бронзу на Играх. Приятно было видеть, как красивые девушки достигают на льду внешнего слияния с красотой и грацией великих произведений Равеля, Чайковского, Римского-Корсакова, Бернстайна и других классиков. Раньше, посматривая время от времени женское фигурное катание, не задумывался над этим особенно, а когда стал смотреть целенаправленно, вдруг проникся музыкальностью выступлений некоторых фигуристок - таких, как Оксана Баюл, Саша Коэн, Мишель Кван и некоторых других. И танцевали они все, конечно, не под нововенцев. Может, настоящая музыка и есть та, под которую можно танцевать? Но это я так... - шучу, конечно.
И были кое-какие музыкальные находки. Особенно мне понравились отрывки из оперы Пуччини "Тоска", которые сопровождали выступление Ирины Слуцкой в Солт-Лейк-Сити в 2002 году. Предельная изысканность письма Пуччини напоминает атмосферу таких произведений, как "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси и "Шахерзада" Римского-Корсакова, но при этом музыка итальянца отличается подлинно римским величием. Он, конечно, обладал очевидным мелодическим даром. Однако предпринятая мной позднее попытка прослушивания оперы не увенчалась успехом - через 10 минут выключил из-за того, что стали резко раздражать голоса.
***
Не закончив писать этот пост, прервал свой застой и прослушал полностью Испанскую симфонию Лало для скрипки с оркестром. Это одно из величайших произведений на испанскую тему, написанных не испанским композитором. Поразительно, насколько глубоко француз проникся испанским духом, как великолепно передал его музыкальными средствами. Даже "Иберия" Дебюсси или "Альборада" Равеля не производят на меня такого впечатления. Непревзойденное исполнение Когана и Аккермана горячо и страстно - такое, какой и должна быть идеальная интерпретация этого сочинения.
Пуччини,
Лало,
Классическая музыка,
XIX и XX век,
Общее