Jan 24, 2014 02:34
Пианист, играющий это сочинение, должен иметь очень сильные, ни с чем не сравнимые тактильные ощущения. А что слушатель? Лично меня Вариации погружают в состояние гипноза, во время которого я словно двигаюсь по клеткам шахматной доски - на клетку вперед, потом на клетку вправо, потом на клетку вниз... Уникальная, ни на что не похожая музыка. Музыка внутри тишины (или - от тишины).
Интересно сравнить Вариации с другим загадочным произведением, вышедшим из-под пера Арнольда Шёнберга, - Сюитой, op.25. При написании этих сочинений композиторы формально исходили из одного метода. Тем не менее Шёнберг не заинтересован в тишине так, как Веберн, его, скорее, интересует максимальная насыщенность каждой части музыкальными событиями, быстро сменяющими друг друга. В этой калейдоскопичности действа - смысл Сюиты. Веберна подобное интересует в намного меньшей степени, из-за чего может появиться ощущение некоторой оголенности его музыки по сравнению с Шёнбергом. Тем не менее эта оголенность кажущаяся, потому что Вариации есть, по сути, проявления в тишине. Именно за счет нее они и достигают интенсивности своего звучания.
У Поллини Вариации представляются идеальной пуантилистичной музыкой, Цимерман тяготеет к большей образности, есть у него что-то от импрессионизма и даже романтизма (эмоциональность?). Обе версии при этом интересны и самобытны.
Шёнберг,
Классическая музыка,
XX век,
Веберн