Мой друг abel упомянул в своем ЖЖ Увертюру во французском стиле Си минор И.С. Баха. Давно не переслушивал это сочинение - еще с тех времен, когда у меня начался кризис восприятия музыки этого композитора. Сейчас переслушал первую часть в исполнении Рихтера, которое лет 7 назад произвело на меня колоссальное впечатление. Так вот, оказалось, что ощущения мои нисколько не померкли. Рихтер играет плавно и спокойно: тем, кто любит в такой музыке движение и остроту, его исполнение не понравится. Тем не менее чистота и незамутненность рихтеровской игры вызывают у меня здесь глубокую симпатию. Очень выразительны медленные фрагменты, сыгранные пианистом мудро и возвышенно. Конечно, и Гульд играет эту музыку прекрасно (полифонически превосходя кого бы то ни было), но я по-прежнему могу воспринимать его избирательно, даже в Бахе. Правда, когда первая часть закончилась и начались танцы, игра Рихтера вдруг показалась мне несколько уставшей, и я остановил прослушивание.
Только сейчас обратил внимание на необычное построение Увертюры: нет аллеманды, гавот и паспье идут перед сарабандой, завершает произведение не традиционная жига, а echo. Кстати, похожая клавирная сюита (по крайней мере - в первой части) есть у Генделя - HVW 432 в соль миноре. И хотя идеи представлены в ней в более сжатом, чем у Баха, виде, музыка не становится от этого менее выразительной.
http://www.youtube.com/watch?v=AJD-d5246Bs http://www.youtube.com/watch?v=o0lQo7MrNUQ