По следам своего друга alexis_bis переслушал Седьмой квартет ДДШ. Начало дискуссии об этой музыке можно почитать здесь
http://alexis-bis.livejournal.com/273576.html.
Пожалуй, это самый короткий квартет Шостаковича, что, впрочем, не сказывается на его содержательности. Он был посвящен покойной супруге композитора Нине Шостакович, скончавшейся в 1954 году. Действительно - есть в нем определенные нити, ведущие к Тринадцатому квартету, особенно в короткой медленной части. Она начинается повторяющимися узорчатыми созвучиями, над которыми чуть позже вспыхивает болезненная тема скрипки. Похожие узорчатые созвучия возникают и ближе к концу Тринадцатого квартета. Во многом благодаря им и там, и там чувствуется невероятная по красоте шизофреничность. В целом же Lento Седьмого квартета чем-то напоминает сумрачный ноктюрн.
Что еще интересно: в Седьмом квартете очень силен мотив "тук-тук-тук", но здесь он более агрессивен, в Тринадцатом квартете - более затаен, там его иногда едва слышно. Третья часть в Седьмом квартете инфернальна и страшна, это какой-то перемалывающий живые и мертвые кости вихрь, но заканчивается она, тем не менее, тихо - после появления беззастенчиво короткого вступительного мотива первой части.
Исполнение Бородинцев непередаваемо замечательное в своей достоверности. Как я услышал впервые квартеты Шостаковича в интерпретации их первого состава (кроме последних двух, записей которых нет), так у меня и не возникало потом потребностей слушать другие исполнения.