Когда-то композитор-песенник Джером Керн отозвался о своем великом коллеге Ирвинге Берлине: "Говорить о месте Ирвинга Берлина в истории американской музыки невозможно. Он и есть история американской музыки". То же самое можно сказать о бразильском композиторе Антонио Карлосе Жобиме. Его песни, как и джазовый жанр "босса-нова", в создании которого он активно участвовал, прославили Бразилию на весь мир и навсегда занесли имя Жобима в историю музыки. Мне сложно вспомнить композитора, который оставил бы после себя такое количество известных всему миру песен, как он. Кто не узнает "Девушку из Ипанемы" или "Agua de Beber"? "So Danco Samba" или "Wave"? Их исполняли тогда, в 50-х и 60-х, такие великие исполнители и инструменталисты, как Элла Фицджеральд, Фрэнк Синатра, Стен Гетц, Пол Дезмонд, Коулмен Хокинс - их поют и играют сейчас - от Дайаны Кролл, Стинга и Фреда Херша до малоизвестных певцов, певиц и инструменталистов, чьи записи можно услышать в различных кафешках. Лучшие песни Жобима не меркнут вот уже спустя полвека с тех пор, как они были написаны. И спустя почти 16 лет, как композитор покинул нас. То, что его музыка необыкновенно утонченна, не подлежит сомнению, однако уточненность еще не означает дара мелодии. Жобим был одним из тех композиторов, который родился с мелодией в крови, как Джордж Гершвин или Джером Керн.
Песни Жобима играют большую роль и в моей жизни. Когда-то именно с "босса-новы" проснулся мой интерес к джазу. В руки попалась пластинка Жобима "The Composer of Desafinado, Plays", на которой Жобим вместе с Клаусом Огерманом аранжировал и сам исполнил на фортепиано ряд своих лучших песен. Эта музыка заворожила меня и не померкла в моем сознании до сих пор. Особенно мне полюбилась мелодия Chega de Saudade (No more blues). Что интересно - Жобим никогда не претендовал на статус крупного пианиста, гитариста или певца. Однако никто не исполнял его песни так, как это делал он сам - играл ли он на гитаре и рояле или пел своим тихим голосом.
Всякий раз, когда я слышу его мелодии в самых разных исполнениях - от классических до ультрасовременных - испытываю радость. Радость от того, что эти песни со мной всегда и везде. Они - вечное противоядие от тех отвратительных пустышек, которые нынче клепают на компьютерах, пытаясь выдать их за искусство песни. Искусство песни - это песни Жобима. И пока люди окончательно не исчезнут с планеты, они будут их петь.
http://www.youtube.com/watch?v=5ixYpSkDbUQ&feature=relatedhttp://www.youtube.com/watch?v=udSVF0qgthU&feature=relatedhttp://www.youtube.com/watch?v=UzFJwiHRwDg