Jun 13, 2012 23:31
Если бы я не знал творчество Эдварда Грига и мне сказали бы, что Фортепианный концерт Ля минор и Фортепианную балладу Соль минор написал один и тот же человек, я бы, наверное, не поверил. Эту балладу исполняют не так часто, да и я, честно говоря, не сразу в нее вник. Помню, что когда послушал ее в первый раз, то недоуменно пожал плечами и отложил. Но недавно наступило прозрение, и я слушал эту музыку с куда большим интересом.
Насколько открытым, страстным, восторженным получился у Грига его знаменитый Фортепианный концерт, настолько закрытой и предельно интровертной предстает Фортепианная баллада. Произведение представляет собой серию вариаций на довольно аскетичную норвежскую тему. Ни одна из них не звучит на салонный манер (как, например, происходит со многими фортепианными миниатюрами Грига): все очень серьезно, глубоко и честно. По духу эта музыка напоминает мне фортепианные миниатюры Брамса, особенно медленные части, Адажио, например. Никакой романтической горячности, никакой устремленности навстречу слушателю - вместо этого концентрация на внутренних переживаниях, закрытых от внешнего мира. Есть и довольно зловещие места, к примеру, Piu Lento (Баллада была написана в достаточно сложный для Грига период). Взрывоподобная кульминация наступает в финальной вариации, после чего опустошенная исходная тема возвращается и завершает Балладу.
Артур Рубинштейн великолепно исполняет это произведение, не перегружая его своей личностью, играя в меру строго, но при этом не механически, глубоко чувствуя лирико-драматический подтекст этой аскетичной на первый взгляд музыки. Его запись, несомненно, заслуживает самой высокой оценки. А само произведение - одно из самых содержательных в наследии норвежского композитора. Но это крепкий орешек, и, возможно, потребуется время, чтобы его раскусить.
Григ,
Классическая музыка,
XIX век