Бывают в жизни огорчения

Mar 31, 2012 12:44

Постиг меня позор. Причем постиг в священный момент - на открытии памятника М.Л. Ростроповичу в четверг в центре Москвы. Формально я был там по долгу службы (в церемонии открытия не мог не принять участие ВВП, который, к слову сказать, приехал без опоздания даже в минуту - неужели так любит классическую музыку?), но по-человечески, конечно, радовался, что в кои-то веки выпало культурное мероприятие, связанное с музыкой.

Во время церемонии, разумеется, звучала до боли знакомая музыка в исполнении Ростроповича. Коллеги из других изданий спросили меня, что играет, чтобы передать название произведения и имя автора на ленты информационных агентств. А звучала как раз нежная лирическая тема, которая почему-то заставила меня подумать, что это Вариации на тему Рококо П.И. Чайковского. Так я им и сказал. Однако несколько позже запись включили снова (Путин следовал с цветами к памятнику), и - о, ужас! - я отчетливо услышал знаменитую главную тему первой части Виолончельного концерта А. Дворжака. Автоматически стала понятна и запись - Ростропович и Г. Караян с Берлинским филармоническим оркестром, которую я очень люблю, но которую Бог знает сколько не переслушивал. Я кинулся к коллегам, дабы сказать, что это Виолончельный концерт Дворжака, а не Рококо Чайковского. "Ну, двойка тебе!" - мягко улыбнулся один из коллег. Позже меня, правда, утешило то, что на лентах одного из агентств вышло предложение: "Авдеев, под музыку из концерта для виолончели с оркестром ДворжИка, снял полотно с памятника, изображающего Ростроповича, играющего на виолончели". В последующем сообщении, правда, фамилию пострадавшего как от моего беспамятства, так и от чьей-то не очень музыкальной руки чешского композитора дали в правильном варианте.

Но я все равно еще немного переживаю. Такие ошибки не красят тебя, прежде всего, в собственных глазах. Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что мелодика Дворжака временами очень напоминает темы нашего Петра Ильича: чешский мастер любил использовать славянские темы в своих произведениях. И лирическая тема первой части Си-минорного концерта, я думаю, вполне могла бы принадлежать Чайковскому. Придя домой, переслушал это, вне всякого сомнения, великое произведение с Ростроповичем и Караяном. Концерт Дворжака, конечно, вершина виолончельной романтической музыки, не покорившаяся ни Чайковскому, ни Брамсу.

Дворжак, Курьезы, Чайковский, XIX век

Previous post Next post
Up