Mar 04, 2012 14:16
Написав в 1913 году миниатюрную композицию "Сиринкс" для флейты соло, Клод Дебюсси стал первым значительным композитором со временем Карла Филиппа Эммануэля Баха, создавшим произведение в этом жанре. Источником вдохновения для композитора послужил образ музыкального соперника Аполлона - флейтиста Пана из древнегреческой мифологии. Козлоногий, лохматый и рогатый бог полей, лесов и трав Пан был влюблен в прекрасную речную нимфу Сиринкс. Любовь не была взаимной. Однажды целомудренная Сиринкс, убегая от Пана, попросила своего отца, бога реки Ладон и своих сестёр превратить её в тростинку. В тот момент, когда Пан схватил Сиринкс, в его руках оказалась лишь тростинка. В нежном шелесте тростника ему послышался голос прекрасной Сиринкс. Пан не мог отличить её от других тростинок и, срезав несколько из них наугад, сделал многоствольную флейту, на которой играл печальные мелодии в память о своей любви.
Своими изысканностью и обворожительностью "Сиринкс" напоминает партию солирующей флейты в "Послеполуденном отдыхе фавна", разве что сольная пьеса получилась куда более таинственной. В ее основе необыкновенная красота, но, по сути, это музыка-флер, музыка, всецело растворенная в природе, избегающая человека, - и вынужденная встречаться с ним. Ты не можешь понять, где ее источник, но, когда ты идешь через поле к реке и светит летнее солнце, ее чары одолевают тебя, и ты не в силах противиться им.
Дебюсси,
Классическая музыка,
XX век