Одно из самых страстных и пламенных сочинений Баха, заставляющих усомниться в его неизменной космической отстраненности, - Хроматическая фантазия и фуга Ре минор. Пожалуй, ни в одном другом сочинении для клавира Бах не предстает таким отчаянным субъективистом. Драматическая патетика, которой до предела насыщена Фантазия, может сравниться с пафосом величайших произведений Бетховена. Я расцениваю Хроматическую фантазию, с ее ломающимися ритмами и насыщенной фактурой, как одно из наиболее романтических произведений Баха, в котором он намного опережает время, по сути предугадывая виртуозный фортепианный стиль 19 века. Удивительно, насколько органично Фантазия соединяет в себе обостренную экспрессивность, изливающуюся столь же свободолюбиво, сколь изливается джазовая импровизация, и типичную для Баха суровую речитативную сосредоточенность, которая проявляется во второй части произведения.
Хроматическую фантазию и фугу записывают достаточно часто, и многие пианисты оставили замечательные записи - Клаудио Аррау, Эдвин Фишер, Марсель Мейер, Андраш Шифф и другие. Однако меня особенно покорила запись клавесиниста Скотта Росса, который играет Фантазию спонтанно, как если бы импровизируя, но при этом передает возвышенность и монументальную красоту этого произведения. Я совершенно не являюсь знатоком клавесинных записей, но исполнение Росса действительно производит впечатление. Американский клавесинист обнажает тот колоссальный эмоциональный подтекст, который заложен во фрагменте на 1.32 (видео, на которое я дал ниже ссылку). Стоит отметить, что большинство исполнителей этот фрагмент, как правило, проглатывают, игнорируя его возвышенность - мне же он кажется одним из ключевых и наиболее прекрасных в Фантазии. Поток импровизации как будто смиренно останавливается перед каким-то необъяснимым величием, прежде чем снова набрать бурный ход.
http://www.youtube.com/watch?v=KB4UlbGLH8U