Apr 17, 2011 20:09
Дмитрий Шостакович написал шесть инструментальных концертов. Так получилось, что именно два фортепианных в общей массе ценятся меньше по сравнению с двумя скрипичными и двумя виолончельными. По моему же мнению, Первый фортепианный концерт ДДШ принадлежит к числу его лучших достижений. Иногда это сочинение называют Концертом для фортепиано, трубы и оркестра, но мне сложно понять почему - ведь трубе отведена достаточно скромная солирующая роль.
Чего в нем только ни намешано - разнообразные аллюзии к стилям Прокофьева, Стравинского, Равеля, Гершвина, Рахманинова, цитирование популярных песен, ранне-джазовые вкрапления, напоминающие о работе тапера в немом кино. И все же, несмотря на многочисленные реминесценции, эта музыка глубоко личная и выстраданная. В ней отчетливо проступают сумрачный, чурающийся романтической пышности лиризм автора (вторая часть) и его сакрастическое чувство юмора (коротенькое участие трубы в самом начале концерта). Однако в Концерте еще нет той бесконечной рефлексии, которой будет насыщена практически вся музыка позднего Шостаковича. Зажигательные ритмы и непринужденный молодцеватый задор быстрых частей вполне уравновешивают заложенную в концерте интроспекцию, а возможно, и превосходят ее. Хотя главную тему первой части трудно назвать задорной - это настоящий Шостакович, всецело погруженный в свой мир. Особенно сильно ее воздействие в конце первой части, когда к фортепиано присоединяется труба. Невообразимое сочетание!
Хотелось бы сказать и несколько слов об авторском исполнении этого произведения (запись с Андре Клюитансом была сделана во Франции в 1958 году). Для меня оно стало настолько родным, что все остальные записи Концерта померкли сами собой. Я сравнительно недавно открыл для себя, благодаря другу, Шостаковича-пианиста и сразу же стал его горячим поклонником. Шостакович-пианист, как и Шостакович-композитор, - истинный творец XX века. Он аскетичен, но не сух; романтичен, но не сентиментален. Его игра, в сущности, проста, и простота, основанная на честности перед собой, - ее главное достоинство. Все зависит от того, сколько слоев мудрости вдумчивый слушатель сможет обнаружить для себя за этой внешней невзыскательностью.
XX век,
Шостакович