Д.Д. Шостакович - Симфония №10 Ми минор (Е. Мравинский)

May 26, 2020 15:57

Долгое время эта симфония была в числе моих нелюбимых произведений Шостаковича. Однако в последние недели я много ее слушал, причем в самых разных исполнениях, прежде всего позднего Е.А. Мравинского и далее - К.П. Кондрашина, Р.Баршая, Г.Караяна (единственная симфония Шостаковича, исполненная и записанная великим немецким дирижером), размышлял над ней и пришел к выводу, что она очень важна для понимания творческих поисков композитора.

Десятая симфония - это тот водораздел, который отделяет его прошлую музыку от будущей, прокладывает путь к таким поздним шедеврам, как Первый и Второй виолончельные концерты, Пятнадцатая симфония. И если первая часть, скорее, заставляет вспомнить первую часть Восьмой симфонии (похожее медленное скорбное нагнетание перед оглушительным взрывом разрушения, после чего - мрачное затухание), то третья и четвертая части с их зловещим шутовским мистицизмом, идущие после отделяющего их от первой короткого Аллегро, проносящегося в вихре фантастического танца, почти что как у Г.Берлиоза, - это уже новый Шостакович и новые смыслы в его музыке, которые позже достигнут апогея. При этом обманчиво веселый финал, по сути являющийся пиром во время чумы, заставляет вспомнить и финал Шестой симфонии С.С.Прокофьева, на который Шостакович действительно, по всей видимости, ориентировался, и более ранние произведения С.В.Рахманинова (Четвертый концерт, Рапсодия на тему Паганини), и даже Б.Бартока (Концерт для оркестра).

Думаю, что первая часть по силе воздействия все же уступает последующим, так как в Восьмой симфонии на эту тему Шостакович уже все сказал с максимально возможной достоверностью и убедительностью.

https://www.youtube.com/watch?v=KL3rCEs1_vo

Классическая музыка, Барток, XX век, Шостакович, Рахманинов, Прокофьев

Previous post Next post
Up