А.И. Хачатурян - Трио для скрипки, кларнета и фортепиано Соль Минор (Трио "Контрасты")

Jul 10, 2019 22:39

Это замечательное Трио, изумительно тонкое, страстное, полное истинного восточного очарования, пожалуй, единственный шедевр Хачатуряна в области камерной музыки, не особенно ему близкой. Мне трудно передать то наслаждение, которое оно мне доставляет. В нем есть и упоительная красота ориентальных мелодий, и возвышенность чувств, и немного грустная ( Read more... )

Хачатурян, Классическая музыка, XX век

Leave a comment

abel July 10 2019, 19:43:06 UTC
Как-то я Хачатуряна совсем не слушаю с молодости. Какие-то воспоминания остались о Скрипичном концерте (в оригинале, кажется, он был Флейтовым).

Reply

mendelbookinist July 10 2019, 19:51:28 UTC
Нет, в оригинале он Скрипичный, позже Ж.П. Рампаль с разрешения автора сделал флейтовую версию. Это безусловный шедевр жанра. Флейтовой в оригинале была Вторая скрипичная соната С.С. Прокофьева, которую он переделал для скрипки и фортепиано по просьбе Д.Ф. Ойстраха.

Я Хачатуряна очень люблю, но избирательно и в основном раннего. Позднее творчество, за редкими исключениями, отмечено печатью сильного кризиса, на мой взгляд. В своих лучших проявлениях Хачатурян - пламенный экстраверт, открыт миру и не особо интересуется глубинами. Не думаю, что это может быть Вам близко. Я же фанат ориентальности в академической музыке, и меня это крайне увлекает. Да и полные мне противоположности в последнее время увлекают не меньше. :)

Reply

abel July 10 2019, 19:54:51 UTC
Понятно, спасибо!
Значит, я перепутал флейту со скрипкой и Хачатуряна с Прокофьевым. :)
Рихтер совершенно уничтожающе отзывается о Хачатуряне, хотя и признает его талант.

Reply

mendelbookinist July 10 2019, 19:56:36 UTC
Софроницкий тоже о нем уничтожающе отзывался. Но тоже с признанием таланта. :) А что Рихтер говорил? Хачатурян, кстати, написал довольно комплинтарную статью о творчестве пианиста на его 60-летие.

Reply

abel July 10 2019, 20:07:11 UTC
Это из книги "Дневники. Диалоги", составленной Б. Монсенжоном (изд. "Классика-XXI", 2002).
Сначала про Кабалевского:
"Нейгауз довольно точно определил его, назвав Прокофьевым или Шостаковичем для бедных. Я знал его, но мне и в голову не пришло бы играть его убогую музыку. Еще один композитор того же толка - Арам Хачатурян. Он был гораздо талантливее, но вместе с тем более примитивен и очень ленив. Кабалевский ... был истинный интеллигент, человек широкой культуры..." (С. 59).
В другом месте Рихтер называет "Танец с саблями" заразой (с. 90).

Reply

mendelbookinist July 10 2019, 20:17:44 UTC
Понятно. Очень интересно! Я, кстати, с Рихтером отчасти согласен, если говорить о более позднем Хачатуряне - крайне многословном, временами откровенно сумбурном. Третья симфония с органом - нечто совершенно ужасное. Иногда создается ощущение, будто он вообще пишет "от балды", иногда - что этот поток нот возникает потому, что ему нечего сказать. Далеко не бесспорна и его единственная Фортепианная соната, посвященная памяти Мясковского (хотя я ее все же скорее люблю, чем нет). И наоборот, ранние произведения намного более убедительны, свежи и высокохудожественны (в понимании Рихтера).

У Кабалевского я не нашел для себя ничего интересного. Ни в фортепианной, ни в иной музыке.

Reply

abel July 10 2019, 20:32:42 UTC
Для меня сейчас никакие советские композиторы, кроме Мясковского, Прокофьева и Шостаковича, не существуют. Может быть, Борис Чайковский, Вторая симфония и Скрипичный концерт которого очень интересны. Концерт так вообще шедевр жанра. Что-то у Щедрина. А так нет. Меня агитировали за Локшина и Попова, но я остался равнодушен, хотя Локшину в таланте не откажешь. Но считать его гением? Не знаю...

Reply

mendelbookinist July 10 2019, 20:40:29 UTC
Я в основном слушаю Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна. Это мое любимое советское трио. Изредка - Мясковского, Вайнберга, Уствольскую, Щедрина. Скрипичный концерт Б. Чайковского не раскусил, хотя слушал его несколько раз (по Вашей наводке, кстати). Он показался мне очень странным, водянистым. Хотя композитор в целом интересный. Какие-то его квартеты, помню, меня заинтересовали. Правда, должен признать, что глубоко в советскую музыку не погружался. Некоторые ее вершины, такие как Э. Денисов или С. Губайдулина, мне совсем неизвестны.

Reply

abel July 10 2019, 20:47:25 UTC
А, да, Уствольская. Но она у меня никак не ассоциируется ни с чем советским, хотя формально была советским композитором.
Трио Денисов - Губайдулина - Шнитке я отношу к "постсоветскому" периоду. Это, безусловно, интересные авторы, но я от них тоже как-то отошел, хотя некоторые время даже увлекался.

Reply

mendelbookinist July 10 2019, 20:51:29 UTC
Вот Шнитке я радикально не люблю. Хотя талант, конечно, признаю. ;)

Reply

abel July 10 2019, 20:56:40 UTC
Он тяжелый. Даже с некоторой примесью паранойи (как и Уствольская). Но недавно переслушал Второе кончерто гроссо даже с удовольствием.

Reply

mendelbookinist July 10 2019, 21:05:06 UTC
Жизнь и так слишком тяжела и параноидальна, чтобы дополнительно насиловать себя музыкой Шнитке...

Reply

abel July 10 2019, 21:12:37 UTC
Это верно.

Reply

bgershman July 11 2019, 20:00:10 UTC
Вайнберг!

Reply

abel July 11 2019, 20:09:22 UTC
Не вызвал интереса. Показалось очень вторичным на фоне Шостаковича. Но я мог не разобраться. Это мои впечатления, мои субъективные оценки.

Reply

bgershman July 11 2019, 20:26:40 UTC
Даже, скажем, Виолончельный концерт? Многое у Вайнберга, конечно, близко Шостаковичу по духу, но далеко не все, а наследие его обширно.

Reply


Leave a comment

Up