Лекция 03.11. Ораторское искусство

Nov 10, 2009 07:44


Ораторское искусство - способ работы со словом, необходимый для того, чтобы лучше разобраться в предмете.

Когда мы включаем в действие манипулятивную функцию, она предполагает активизацию всех других функций языка, т.к. мы не можем добиться от другого человека действий, если он не включает другие контуры своего «я».

В риторике мы в первую очередь обращаем внимание именно на манипулятивную сторону. Аристотель, говоря о ней, утверждает, что риторика создает предпосылки для убеждения человека к чему-либо. Риторика - инструмент убеждения, но не механического, а такого, которое действовало бы глубоко, было осознанно, которое требует целой науки.

В античности очень много занимались этой наукой. Практически все в инструментарии лучших мировых ораторов идет из античности.

Когда сегодня мы задумываемся о том, как понимали возникновение ораторского искусство в Греции, мы обращаем внимание на то, что для возникновения этого искусства необходимы политические и гражданские предпосылки. Недостаточно сказать, что нужно для чего-то владеть словом, красно говорить. Нельзя сказать, что риторика как искусство и как наука присутствует уже у Гомера. (По-разному обращаются к воинам Одиссей и Менелай. Спартанцы лаконичны. Однако Спарта - не то государство, в котором ораторское искусство могло бы расцвести. Их речи обращены к воинам, а с воинами говорят не так, как с обычными согражданами.)

По общей схеме, которую предлагает Аристотель, мы говорим о трех основных видах красноречия.

1.     Судебное красноречие

Острие судебного красноречия направлено в прошлое время. Судебное красноречие имеет смысл при условиях, когда тебя выслушивают и когда твоя аргументация принимается всерьез.

В Греции красноречие возникло на Сицилии в первой трети V в до н.э. При демократических реформах возникают условия для свободного речепорождения. Когда таких условий нет, нет ни политического, ни судебного красноречия.

Расцвет, взрыв интереса к красноречию общество переживает либо на переходе от фазы задушенности, зажатости к свободе, либо наоборот, когда вместо свободы наступают другие времена. В этот момент («цветение гниющего легкого») вспыхивают огнем произведения ораторского искусства.

Первое и главное условие - относительная свобода, определенный демократический режим, внутри которого к свободной речи прислушиваются.

2.     Политическое красноречие - речь, которая побуждает определенным образом действовать для будущего.

3.     Эпидейктическое красноречие - демонстрационно-торжественное. Произнесение речи в честь события. Это форма красноречия, которая глубоко укоренена в разных культурах. Она порождает огромную литературу о разного рода фигурах речи.

В Афины в 472 г до н.э. прибывает Горгий («Елена») - софист.

(Произведение софиста претендует на то, что мы от него напитаемся особой мудростью.
Сократ показывает, что, если он позиционировал себя как наивного любителя мудрости, то он должен принять от города то, чем тот его наградил.)

Вторая составляющая для возникновения искусства риторики - философия (политическая, правовая, социальная). Если мы хотим познаний, мы должны это стремление дисциплинировать.
Дисциплина - ученичество, способность воспринять знание.

Произведения ораторского искусства этого времени:

Речи Лисия

«Оправдательная речь по делу об убийстве Эратосфена».

Если государство может убить, то и отдельный его представитель имеет на это право. Афинский закон говорит, что можно убить любовника жены. Предполагается, что убийство таковым не является, если убийца находился в состоянии аффекта. Текст Лисия интересен тем, как тот, для кого он написал речь, оправдывается от встречных обвинений, что он подстроил эту любовную встречу. В таком случае он является настоящим убийцей. Лисий строит речь по законам, которые называются «этопея» (воспроизведение характера человека). Оратор пишет речь для другого человека, по его речи изучает его психическую структуру и заставляет этого человека в суде играть самого себя. Первые переводы на русский язык осуществлены С.И.Соболевским.

Речи Лисия учат, как на бумаге отразить структуру своей личности. Это важно, потому что только изоморфизм структур нашего письма и мышления обеспечивают их соединение и сохранение в памяти образа.

350-330 гг до н.э. В 330 г начинается ораторская карьера Демосфена.

330 г. - Афины захвачены Македонским.

338 - Битва при Херонее. Афины теряют независимость.

Самая замечательная страница истории древнегречесткого ораторского искусства - противостояние Демосфена и Эсхина. Время возвышения Македонии.

Смысл противостояния

Демосфен - потрясающий оратор. Он адресует свою политическую речь многим потенциальным и реальным слушателям, афинянам, которых он побуждает сопротивляться Филиппу, т.к.у них есть определенные ценности, которые нужно защитить. Они пытаются противостоять, но у них ничего не получается.
Эсхин также блестящий оратор.

Противостояние их по традиции, идущей от Плутарха, которая существует в интеллигентской среде, склонной больше думать, чем действовать, ставит на первый план человеческое понимание, на второй - экономические планы. В этой традиции Демосфен побеждает Эсхина.

Другая традиция, представленная в Риме Тацитом, есть роковая слабость во всяком демократическом обществе. Она состоит в том, что люди очень много говорят для выяснения истины. Они понимают, что истина сложна, это не набор простых решений. Поэтому ораторское искусство предполагает, что возможны состязания истин, разных картин мира, человека, который считает себя правым, с другим таким же. И тебе как судье, как независимому и желательно неподкупному участнику процесса доступно, взвешивая все, принять решение. Пока люди выясняют, кто прав, происходит нечто, уничтожающее все вокруг.

Аргумент против свободного обсуждения и принятия решений очень весом. Демосфен в своих речах против Эсхина приводит в качестве аргумента тот факт, что Эсхин актер, подразумевая, что он занимается подражательным родом деятельности, и, следовательно, может изобразить что угодно, поэтому доверять ему нельзя.

Сквозь длинные письмена видно множество эпох. Ораторы обеспечивают парадигматическим знанием, оказывающимся формулой для подобных конфликтов в будущем. В истории в решающие моменты всплывают такие эпизоды.

Цицерон. Теоретик и практик ораторского искусства. Усвоил всю греческую ученость (того времени и прошлых времен). Его карьера как оратора началась на Сицилии в 70-е гг. «Цицерон против Гортензия».

Основная сложность темы: оратор слишком далеко заходит для понимания своего врага, и более примитивный противник инстинктивно уничтожает его.

Самого по себе ораторского искусства у Цицерона, Демосфена недостаточно. Убедительность речи не имеет ничего общего с действиями, с реальными шагами.

Говоря о противопоставлении слов делам, нужно помнить, что в античности слово воспринималось как дело, вещь, тело.

Существует представление о нагой истине. Покровы что-то скрывают. Истина - нечто, что находится внутри. Когда мы строим речь, мы должны видеть ее костяк, который может находиться как внутри, так и (реже) снаружи.

Речь растянута во времени. Ораторское искусство - пространственно-временное, в отличие от написанного текста.

1 шаг ораторского искусства - «инвенцио», поиск темы. В одной теме всегда есть другая.

2 шаг риторики - расположение (составление плана ответа). Это действие временное, включающее категорию времени, т.к. в своем повествовании мы ставим на время. Вступление в речи очень важно. Оно должно содержать максимум энергии. В квалифицированной речи оно является первой ударной частью.

3 шаг - «элокуцио», подбор слов для реального предмета речи. Повествование. Выбор стиля.

4 шаг - память.
Растянутое во времени развертывание человеческой природы. Античность - время, которое не знает книгопечатания и тиража, внутри которого люди должны были сами определять свой путь и путь других. Риторическая память необычайно важна.

5 шаг - исполнение.

Previous post Next post
Up