В европейском политическом истеблишменте царят настроения, близкие к панике. Остатки надежд на сохранение старого мирового порядка исчезают, словно туман при ярком солнце, а будущее не сулит ничего хорошего изнеженной и несубъектной Европе.
И если раньше основное беспокойство вызывала деградация экономического потенциала ЕС, то сейчас европейцы задумались и о перспективе обеспечения собственной безопасности.
Статья по теме:
Что случится с Европой без американского «зонтика» Многие десятилетия Европа полагалась на американский «зонтик» в рамках НАТО. Но, во-первых, США сегодня столкнулись с многочисленными вызовами в разных частях земного шара, а их военная мощь уже не кажется столь убедительной. Позорное бегство из Афганистана, вероятный уход с Ближнего Востока и неспособность справиться с йеменскими хуситами стали тому яркими подтверждениями.
Во-вторых, в ближайшем будущем Вашингтон может и вовсе бросить европейцев на произвол судьбы. Эти опасения связаны с очень вероятной победой Дональда Трампа на выборах в ноябре этого года.
По данным издания Politico, во время своего первого президентского срока Трамп заявил главе Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен, что США не будут защищать Европу, если на нее нападут. И уже тогда начал сокращать численность американских войск в Европе. В рамках этой предвыборной кампании Трамп публично повторил свое обещание.
Логику республиканского кандидата можно понять: европейцы наотрез отказывались поднимать расходы на оборону до 2% ВВП. Например, Германия тратила всего 1,25-1,3% и экономила в год около 30 млрд долларов, фактически перекладывая эти расходы на США. Трамп рассуждал примерно так: если не напугать европейцев отказом их защищать, они никогда не сдержат своих обещаний.
Но если до начала СВО угрозы Европе воспринимались как несущественные, то после украинского кризиса европейцы всерьез задумались о собственном оборонном потенциале. В октябре 2023 года девять стран ЕС впервые провели совместные военные учения вне рамок НАТО с участием сухопутных сил, авиации и военно-морского флота. А в январе этого года министр иностранных дел Италии Антонио Таяни в интервью изданию La Stampa заявил, что Европейский союз должен создать единую мощную европейскую армию. «В мире с такими тяжеловесами, как США, Китай, Индия, Россия, с кризисами, какой мы переживаем на Ближнем Востоке и в Индо-Тихоокеанском регионе, граждан Италии, Германии, Франции или Словении может защитить только одна организация, уже существующая, и это Евросоюз», - сказал он.
Европейцев тоже нетрудно понять: они всегда признали право США на мировое господство, многие десятилетия следовали в фарватере внешней политики Вашингтона и резонно полагали, что платой за подобное послушание должен служить американский зонтик безопасности. Но если Вашингтон намерен заставить Европу полностью оплачивать собственную безопасность, то какой смысл оставаться политическим сателлитом США? В таком случае европейцам гораздо выгоднее проводить независимую внешнюю политику, попутно избавившись от ряда угроз, связанных с антиамериканскими настроениями в мире.
Однако, проведя ревизию, в ЕС осознали, что их собственный военный потенциал пребывает в плачевном состоянии.
Небоеспособные армии Европы
Конфликт на Украине показал, что европейская оборонная промышленность оказалась неспособна произвести обещанную Киеву военную технику и боеприпасы, что стало откровением для европейских политиков. Попытки залить проблему деньгами привела лишь к росту цен на боеприпасы - например, снаряды калибра 155 мм за последние два года подорожали в четыре раза. Новые предприятия ВПК просто не запустились, вместо этого пришлось модернизировать старые советские мощности.
Еще большей проблемой для армий стран ЕС становится полное нежелание европейцев воевать даже в случае гипотетического нападения на их страны. В одном из самых «воинственных» государств Восточной Европе , Польше, согласно опросу, проведенному изданием Rzeczpospolita, только 15% выразили намерение защищать родину с оружием в руках (большой вопрос, сколько из них выполнит обещание), 29% выразили готовность стать волонтерами, а остальные обещали убежать - 11,9% за границу, а 25,5% - в безопасное место в Польше. 22% опрошенных вообще не намерены ничего делать, а 11,6% поляков не захотели отвечать на этот вопрос.
Жители Германии, развязавшей две мировые войны, стали образцом пацифизма: согласно опросу YouGov, только 5% немцев в случае войны собираются добровольно пойти в армию, а еще 6% подчинятся призыву. 33% жителей Германии намерены жить прежней жизнью, а 24% опрошенных покинут страну. Больше всего отказников среди молодежи.
В итоге в армии Германии просто не хватает солдат: в Бундесвере служит 180 тыс. человек, в то время как нормативная численность должна составлять 203 тыс. военнослужащих. Министр обороны ФРГ Борис Писториус заявил, что не возражает против службы иностранных граждан в Бундесвере, а глава парламентского комитета по обороне Мари-Агнес Штрак-Циммерманн предложила предоставлять иностранцам, отслужившим в Бундесвере, германское гражданство.
Наверняка Берлин при этом рассчитывает на десятки тысяч опытных украинских солдат, которые останутся не у дел после завершения конфликта на Украине. Наверняка пополнит свои ряды и французский Иностранный легион.
В Бундесвере служит 180 тыс. человек, в то время как нормативная численность должна составлять 203 тыс. военнослужащих
Источник: TASS
Такая изящная вербовка легионеров попутно решит еще одну болезненную проблему: в перспективе любых соглашений на территории Украины в плачевном социально-экономическом состоянии останутся сотни тысяч мужчин с боевым опытом, явно неудовлетворенных поддержкой западных элит, за которые проливали кровь. Они могут повернуть оружие против бывших патронов, если не заняться их социализацией. Но возвращение огромной территории к мирной жизни стоит намного дороже пула контрактов для наемных украинских солдат.
В Великобритании, которая постоянно намекает на свое возможное участие в войне на стороне Украины, вооруженные силы тоже тают на глазах даже без боевых действий.
По данным газеты The Times, из-за хронического недобора рекрутов за последний год количество военнослужащих в сухопутных войсках уменьшилось с 79 139 до 75 983 человек, а согласно планам военного ведомства Британии, до конца 2025 года их число упадет до 72,5 тыс. человек. Британскому ВМФ даже пришлось снять команды с двух военных кораблей, чтобы заполнить вакансии на других судах.
На этом фоне премьер-министр Великобритании Риши Сунак совершил визит в Киев, в ходе которого стороны подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности между Украиной и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии. Однако этот документ, переполненный общими фразами о намерениях, не содержит обязательств по гарантиям безопасности Украины со стороны Британии за исключением обещания предоставить в 2024 году Киеву военную поддержку на сумму 2,5 млрд фунтов стерлингов, что аж на 200 млн фунтов больше, чем в прошлом году. Кроме того, в Великобритании менее чем через год состоятся парламентские выборы, на которых, согласно опросам, правящая Консервативная партия с треском проиграет. И, следовательно, обещания действующего правительства мало чего стоят.
Аналогичные соглашения о «гарантиях безопасности» с Украиной планируют подписать Польша и Франция. Но вряд ли в документах будут прописаны более обстоятельные обязательства. Кроме того, как мы видим, европейцам даже собственная безопасность кажется недостаточной.
Выиграть время для войны
Реанимировать военно-промышленный комплекс ЕС и привести армии европейских стран в боеспособное состояние представляется возможным лишь при условии выделения десятков миллиардов евро в течение многих лет. Но уже сегодняшние траты вызывают протесты, и далеко не кухонные, среди рядовых граждан еврозоны. Германию парализовала забастовка фермеров, протестующих против планов правительства урезать им субсидии на жалкие пару сотен миллионов евро в год. Бастуют работники сельского хозяйства во Франции и Голландии. Оппозиционные политики говорят, что поддержку Украины пора сворачивать, - и их популярность стремительно растет.
Как в таком случае обосновать необходимость выделения десятков миллиардов евро на вооружения? Нужна серьезная внешняя угроза, в которую мог бы поверить европейский избиратель. «Готовящееся нападение России» подходит для этого как нельзя лучше.
Борис Писториус в интервью газете Tagesspiegel заявил, что Россия якобы угрожает странам Балтии и война с ней может начаться «во временном промежутке от пяти до восьми лет». Главнокомандующий норвежскими вооруженными силами Эйрик Кристофферсен заявил, что время на подготовку к войне с Россией уже на исходе и странам НАТО надо поторопиться, поскольку военные действия начнутся через два-три года. А начальник Генерального штаба Великобритании Патрик Сандерс предупредил граждан страны, чтобы они были готовы к войне, сравнимой по масштабу с мировыми войнами XX века, и предложил вдвое увеличить численность британской армии. Европейские СМИ пестрят прогнозами нападения России и картами будущих атак на станы ЕС со ссылкой на «секретные военные документы». Горизонт «угрозы» - аж до 2044 года.
Новые танки Leopard 2 A7V на территории 104-й танковой дивизии в немецком Пфраймде
Источник: DANIEL KARMANN/DPA
Силовики всеми силами убеждают европейских лидеров вложить деньги в их карьерные траектории. Есть одна заминка: в случае установления мира на Украине эта мнимая угроза исчезнет, а вместе с ней рухнут планы модернизации армий и оборонных предприятий. Следовательно, возникает необходимость поддерживать украинский военный конфликт как можно дольше, чтобы получить время и бюджеты.
Дискуссия о собственных вооруженных силах в Европе идет очень давно, у этой идеи есть свои сторонники и противники. Есть точка зрения, что набравшая силу евробюрократия теперь поддерживает идею наращивания военного потенциала ЕС - это сильно укрепляет ее мировой вес и возможность влиять на геополитические процессы внутри и вокруг Евросоюза.
Например, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель в статье, опубликованной в газете El País, предложил не добиваться мира на Украине, а развивать оборонную промышленность ЕС. «Этот процесс должен сопровождаться возрождением европейской оборонной промышленности. Война на Украине показала, что она даже отдаленно не готова к тому, с чем мы столкнулись, поскольку рассчитана на мирное время», - пишет Боррель.
У европейских национальных лидеров такие планы вызывают головную боль: необходимо существенно перестраивать промышленность и в целом модели экономик, перераспределяя массу средств для воссоздания с нуля военной промышленности. Никакой консолидации по этому вопросу ни у граждан, ни у политиков пока нет.
Нет единства и в силовых структурах ЕС, ведь большая часть из них многие десятилетия строит свои карьеры с расчетом на систему Североатлантического Альянса и просто не готова к самостоятельному развитию и конкуренции за военные бюджеты. Неудивительно, что генсек НАТО Йенс Столтенберг прямо заявил, что не видит никакой угрозы со стороны России. «Мы не видим прямых и непосредственных угроз в отношении кого-либо из союзников», - сказал Столтенберг. Он явно заинтересован в сохранении евроатлантического единства и не собирается лить воду на мельницу сторонников военно-политической автономии Европы.
В краткосрочной перспективе НАТО продолжит демонстрировать участникам свой мощный оборонительный потенциал. С 31 января по 31 марта в Европе пройдут учения Steadfast Defender 2024, которые станут крупнейшими с 1998 года. В них примут участие около 90 тыс. военнослужащих, 50 боевых кораблей, 80 самолетов и 1100 единиц наземной военной техники из 31 государства НАТО и Швеции. Легенда учений состоит в отражении «нападения России», что приводит в действие пятую статью Североатлантического договора о коллективной обороне.
Но параллельно страны Балтии самостоятельно строят на границах с Россией линию обороны. В частности, в Эстонии планируется возвести 600 укрепленных бункеров. Польша сенсационно согласилась принять войска Германии на своей территории «в рамках усиления восточного фланга НАТО». В самой ФРГ заявили, что до апреля представят первый после окончания холодной войны план обороны. Все эти инициативы так или иначе учитывают взаимодействие союзников в рамках хорошо испытанного натовского формата, но в то же время «приводят в чувство» собственные армии и «стелют соломку» под гипотетические действия без поддержки из-за океана.
Деньги на жизнь
Выигрывая время для модернизации своего оборонного потенциала и рассчитывая потянуть время до определения победителя судьбоносных выборов в США, европейцы вынуждены не только регулярно обеспечивать вооружениями и боеприпасами украинскую армию, но и напрямую финансировать жизнеспособность государства.
Еще в прошлом году европейские тяжеловесы приняли решение о выделении Украине на период 2024-2027 годов 50 млрд евро из бюджета Евросоюза, но Венгрия наложила вето. Вопрос отложили до очередного саммита ЕС, который состоится 1 февраля.
Казалось бы, нет ничего проще, чем продолжить финансирование Киева из национальных бюджетов стран ЕС, но европейские правительства не могут пойти на этот шаг по политическим причинам. В Европе стремительно растет популярность правых движений, которые выступают против помощи Украине и предлагают тратить деньги на решение внутренних проблем.
Такие партии уже одержали победу на выборах в Нидерландах и Словакии. В Германии продолжается бурный рост рейтингов «Альтернативы для Германии» - она предлагает обсудить не только нормализацию отношений с Россией, но и перспективу выхода страны из ЕС.
Президент США Джо Байден был бы не прочь заключить мир между Россией и Украиной и представить его как собственную победу: мол, Соединенные Штаты отстояли большую часть территории Украины, не потеряв при этом ни одного своего солдата
Источник: AP/TASS
Министр финансов ФРГ Кристиан Линднер уже сделал резкое заявление в адрес других стран Евросоюза: «Не может быть так, что Германия делает для помощи Украине больше, чем другие». Этот камень явно брошен в огород Франции, которая начала потихоньку зарабатывать на желании Германии поставлять боеприпасы Украине. В декабре министерство обороны ФРГ опубликовало контракт на закупку у французской фирмы 68 тыс. артиллеристских снарядов калибра 155 мм на сумму 278 млн евро (на аналогичную сумму правительство ФРГ урезало субсидии своим фермерам) для последующей передачи их украинской армии.
По данным газеты Financial Times, если на саммите ЕС не удастся преодолеть возражения Венгрии, то Еврокомиссия займет на финансовом рынке 20 млрд евро для помощи Украине, что не потребует согласия всех стран Евросоюза.
В целом же лидеры стран ЕС, словно опытные наперсточники, пытаются ввести своих избирателей в заблуждение, делая вид, что тратят на украинскую войну не их деньги, а какие-то «общественные».
Именно по этой причине не утихают предложения украсть российские замороженные ЗВР. Министр обороны Бельгии Людивин Дедондер уже подтвердила, что Киеву будут переданы 611 млн евро из доходов по процентам от активов России в этой стране. Всего в ЕС находится около 180 млрд евро российских резервов, большая их часть как раз в Бельгии. Само тело активов на Западе воровать пока опасаются.
Что будет с Украиной, если одобрить внешнюю финансовую помощь так и не удастся?
Противоречащие друг другу заявления украинских чиновников по поводу необходимых объемов западного финансирования свидетельствует о полном отсутствии государственной стратегии по ключевым вопросам. Перед Новым годом министр экономики Украины Юлия Свириденко в интервью Financial Times заявила, что без западной финансовой помощи придется задержать выплату зарплаты для 500 тыс. госслужащих, 1,4 млн преподавателей и выплаты для 10 млн пенсионеров. Спустя две недели Владимир Зеленский во время визита в Латвию подтвердил безвыходность положения заявив, что без западного финансирования «умрут старые люди». «У нас более 11 миллионов пенсионеров», - сказал Зеленский, уточнив, что он не давит на жалость и это не шутки.
Но уже на следующий день премьер-министр Украины Денис Шмигаль заявил, что с марта текущего года пенсии повысят на 13%. Спустя еще две недели министр социальной политики Украины Оксана Жолнович шокировала публику новым откровением: «Когда мы говорим о выплате пенсий, то ориентируемся на наши внутренние национальные резервы и уплату единого социального взноса, который сейчас в принципе покрывает расходы на пенсии по возрасту».
Согласно государственному бюджету Украины на 2024 год, его траты на все социальные расходы составят 470 млрд гривен, или 11,5 млрд долларов по курсу, заложенному в бюджете. При этом только ЗВР Украины на начало 2024 года превысили 40 млрд долларов.
Всего в текущем году украинские власти намерены потратить около 82 млрд долларов, из них половину составляет дефицит бюджета, который планировалось покрыть за счет западных займов и грантов. Даже если Киев не получит в 2024 году ни цента, его ЗВР хватит до 2025 года, а если девальвировать гривну или перестать разворовывать бюджетные средства, то «кубышки» хватит и на два года.
Однако такие меры приведут к социально-экономической дестабилизации, инфляции и падению уровня жизни, тогда как до сих пор украинскому руководству удавалось сохранять здесь относительную стабильность за счет внешних займов, как пациенту на аппарате искусственного дыхания. Неспособность Зеленского справиться с социальными вызовами наложится на давно зреющее недовольство армии и населения из-за насильственной мобилизации, неудач на фронте, коррупционных скандалов и может привести к бунту.
Так что, похоже, европейцам все же придется оперативно раскошелиться. Тем более что в США вопрос помощи Украине все дальше уходит на второй план.
Позиция США
В Белом доме и Пентагоне заявили, что деньги для поддержки Украины закончились, и пока Конгресс США не одобрит новый пакет помощи, предложили странам Европы взвалить финансовое бремя по поддержке Киева на свои плечи. Однако еще в начале декабря прошлого года официальный представитель Пентагона Пэт Райдер заявил, что у его ведомства остались неиспользованными 5,9 млрд долларов из пакетов помощи Украине, ранее одобренных Конгрессом. После этого США предоставили Киеву поддержку на общую сумму 425 млн долларов, то есть должно было остаться более 5 млрд долларов.
Самым простым выходом из ситуации для США было бы признать право палестинцев на свое государство, китайцев - на Тайвань, русских - на защиту своих национальных интересов. Но такой расклад будет трактоваться на Западе как поражение
Что изменилось за истекшие полтора месяца? Прежде всего, приоритеты США: помимо военной поддержки Израиля американской армии самой пришлось начать военные действия против йеменских хуситов и терпеть нападения прокси-сил Ирана в Сирии и Ираке. В сложившихся условиях ракеты ПВО расходуются как семечки, а американская промышленность способна производить в год не более 500 ракет для ЗРК Patriot. Острая нехватка боеприпасов даже вынудила американскую армию модернизировать 1900 ранее списанных зенитных ракет Stinger, заменив в них часть компонентов на новые.
Не выдержав ударов по своим военным базам в Сирии и Ираке, США продолжают сдавать позиции на Ближнем Востоке. По данным журнала Foreign Policy, Белый дом обсуждает вопрос вывода своих войск из Сирии. Официальные лица эту информацию опровергли, но днем позже министр обороны США Ллойд Остин подтвердил начало переговоров с властями Ирака о выводе американских войск из этой страны.
Кроме того, по данным Financial Times, в течение последних трех месяцев американские чиновники просили власти Китая повлиять на Иран и йеменских хуситов, чтобы снять напряженность на Ближнем Востоке. Вероятнее всего, Пекин удивила эта просьба от страны, поставляющей оружие на Тайвань. Зато убедила в неспособности США поддерживать силой остатки старого миропорядка.
В таких условиях Украина все чаще воспринимается как балласт. И противостояние Белого дома с республиканским большинством в палате представителей Конгресса, которое отказывается голосовать за консолидированный пакет помощи Украине, Израилю и Тайваню, лишь играет на руку администрации Джо Байдена. Ведь, как показывает практика, отсутствие согласия конгрессменов не мешает поставлять оружие Израилю, а наличие давно одобренных пяти миллиардов долларов не сильно помогает Украине.
Стратегия Белого дома в отношении Киева заключается в том, чтобы не допустить разгромного поражения украинской армии накануне президентских выборов в США, но более не тратить на этот бесперспективный конфликт свои ресурсы. Судя по всему, Байден был бы не прочь заключить мир между Россией и Украиной и представить его как собственную победу: мол, Соединенные Штаты отстояли большую часть территории Украины, не потеряв при этом ни одного своего солдата.
Однако Киев, Лондон, Берлин и Париж явно намерены продолжать военные действия - не будет же Вашингтон вводить против них санкции. И в случае возникновения крупных неприятностей у ВСУ Соединенные Штаты, конечно же, поддержат Киев новой партией вооружений, которая давно ждет своего часа на складах НАТО в Европе. В конце концов, американских «абрамсов» в бою мы тоже пока не увидели, а они уже переданы Украине.
Но вопросы оперативной и регулярной военной и финансовой помощи Вашингтон полностью переложил на европейских союзников. И вряд ли в обозримом будущем здесь что-то изменится.
В год выборов администрация Белого дома пытается максимально зачистить внешнеполитическое поле с военными рисками - «заморозить» Украину, не допустить расползания войны на Ближнем Востоке и всячески избегать конфронтации с Китаем и Северной Кореей. Самым простым выходом из ситуации было бы признать право палестинцев на свое государство, китайцев - на Тайвань, русских - на защиту своих национальных интересов. Но такой расклад будет трактоваться на Западе как поражение США, и в первую очередь президента Байдена. А значит, вместо геополитической активности Белый дом предлагает союзникам и оппонентам «затаить дыхание» и дождаться итогов выборов. Но ни те ни другие с этим не согласны.
Тем временем в Киеве
<....>
Нынешние европейские лидеры - последняя надежда украинского президента, их объединяет убийственная платформа: они все поставили свои карьеры на войну с Россией, проиграв которую обязаны уйти в забвение.
источник