Санкции должны были отрубить нам голову"Помните финал набоковского "приглашения на казнь"? Если нет - я напомню.
Сюжет там
вертится вокруг того, что в параллельной, сюрной реальности некого гражданина приговорили к смертной казни. Он сидит в крепости и ждёт палача. Проходит разные степени осмысления этого факта, одну за другой оставляет надежды, в общем, к моменту, когда пора - он восходит на эшафот вполне готовым.
Кладёт голову на плаху, а потом вдруг думает: чёрт возьми, а что я тут делаю - и встаёт. И всё, морок исчезает, палач оказывается ненастоящим, крепость картонной, публика возмущается, требует прекратить дурить и "делать как положено" - а он просто уходит.
Так вот, Россия сейчас находится примерно в этом положении. Санкции должны были отрубить нам голову, все уселились в кружок и приготовились - а мы встали и пошли. И будьте уверены - дойдём." ТГ Ivorytowers.
"Жар Волохвин снял фильм про Дугина. И в этом фильме есть одно замечательное место. Примерно на сороковой минуте Александр Гелиевич рассказывает о своих дебатах с Бернаром Анри-Леви, и кусочки записи этих дебатов тоже показаны.
Дугин подготовился к диалогу на равных. Прочитал книги француза, где тот пытается объяснить смысл западной цивилизации и её благость, а противостоящих ей называет "пятью королями". Дугин говорит ему: окей, допустим, я - посланник одного из пяти королей. У вас есть свое видение устройства мира, я пришёл со своим. Давайте обсудим, давайте поговорим.
На что Анри-Леви отвечает ему какими-то либеральными благоглупостями: мол вы аннексировали Крым, вы устроили войну в Сирии, неужели вы думаете, что ваша идея того стоит?
Для человека, незнакомого с творчеством и жизненным путём французского философа, это может прозвучать резонно. Дескать, вот перед вами настоящий европейский гуманист, для которого никакая идея не стоит слезы ребёнка, и любые ваши умственные построения он готов обсуждать исключительно с точки зрения ценности человеческой жизни, и никакой другой.
Проблема в том, что перед нами Бернар Анри-Леви, патентованный вармонгер, своими трудами оправдывавший войну в Югославии и войну в Афганистане, сторонник ливийской революции и убийства Каддафи. То есть это человек, который как раз считает, что его идеи стоят крови, и крови большой. Его гуманизм - из серии "давайте убьём всех, кто мешает нашему гуманизму".
Дугин предположил, что Анри-Леви не только не писал, но даже не читал "своих" книг. Мне кажется, что это не так. И читал, и писал - просто он, как многие европейские идеологи, для общения принципиально пользуется двумя регистрами.
Первый регистр - "высокий", в котором он обращается к равным себе и обосновывает превосходство своего мировозрения над другими. Там может быть и война, и кровь, и цель, которая иногда оправдывает средства.
Второй регистр - "низкий", экспортный, для плебса, с которым великие идеи обсуждать незачем. И вот в нём - гуманизм, слезинка ребёнка, ценность человеческой жизни. Для Дугина он включил "второй регистр", посчитав представителя одного из пяти королей недостойным первого. И не только только он - весь запад, в общем, так посчитал.
А мы теперь в полный рост наблюдаем последствия этой ошибки."
***
"Контрнаступление провалилось. Санкции русских тоже не убили и целом оказалось, что Россия стоит где стояла и никуда не уйдёт. Любая "отмена" это пинание лежачего и беззащитного, то в такой ситуации она естественным образом не сработает.
Унижают тех, кто унижается. Отменяют - тех, кто отменяется. Моя же страна как раз сейчас отстаивает свое право решать проблемы собственной суверенности и безопасности теми методами, которые она считает для этого пригодными. И отстоит. И еще всех вас отменит."
***
"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий - иди в соцсети американских правых, которых еще не успели покусать украинцы. Нигде вы не увидите такой чистой и бесхитростной любви к России, как у них.
Говорят, что красота - в глазах смотрящего. В их глазах - красота и любовь, какая, наверное, была только у советских диссидентов, когда они смотрели в сторону США. В их представлениях мы - суровое национальное государство, где мощные русичи молятся, рожают детей, тягают железо и расстреливают врагов из "Калашникова". Последний оплот консерватизма, и одновременно - нежное русское поле, в котором под колокольный перезвон гуляют волоокие светловолосые красавицы. Небесный град.
Я много раз слышал такое, и никогда не пытался разубедить. Где-то, в чьих-то чистых душах должен храниться этот идеальный образ. Хотя бы для того, чтобы нам иногда обращаться к нему, и стараться хоть немного соответствовать."
***
"У Дугласа Коупленда был довольно посредственный роман "Поколение А" (попытка повторить успех "Поколения Икс"), в котором, однако, есть один великолепный персонаж.
Это Хардж Ветхаранаян, житель Шри-Ланки. Он работает в колл-центре Abercrombie&Fitch, консультирует клиентов по покупке зимней одежды. Если кто не в курсе - западные компании давно размещают свои колл-центры в странах, где зарплаты в 5-10 раз ниже европейских или американских.
Герой по телефону рассказывает людям про свитера, которых он никогда не держал в руках, а уж тем более не носил - зачем они на Шри-Ланке? И в его голове западный образ жизни ассоциируется исключительно с теплой одеждой, а символ достатка и успеха - это свитер. Богатые ходят в свитерах.
Увидел этот скрин - и почему-то вспомнил."
***
У немецкой группы Die Toten Hosen был альбом под названием "Ballast der Republik", "Балласт республики". Игра слов: в Берлине есть дворец республики, Palast der Republik, разница в две буквы. Альбом я, кстати, не слушал, но название хорошее.
Макаревич и его группа творила где-то на стыке советских ВИА и как бы рок-н-ролла. По звуку неотличимо от "Землян" или "Пламени", но с претензией на чуть большую интеллигентность. Нормальный рок тогда ещё не оформился в отдельное явление, "Машина времени" очень удачно встроилась в этот зазор, в котором и просуществовала все дальнейшие годы. Для тех, кому условный "Наутилус Помпилиус" слишком радикален, БГ заумен, а слушать "Землян" не велит неприятие "проклятого совка".
Время расставило всё по местам - и с дистанции в десятки лет "Земля в иллюминаторе" кажется куда более крутой и знаковой песней, чем какой-нибудь "Поворот". И даже трек про Комарово, о котором в колонке писал Кашин, обрел вторую жизнь в игре Atomic Heart, в виде модного ремикса. Но кому сегодня придет в голову делать ремиксы на "Машину времени"?
"Земляне" были приметой и голосом одного времени, "Наутилус" и "Гражданская Оборона" - другого, а Макаревич вместе с советской-постсоветской эстрадой был балластом, ницшеанским "духом тяжести". Довеском к майонезу.
И вот теперь, когда этот жадный и дурновкусный человек уехал, типа "выразив позицию", он не отнял что-то у русской культуры, не обеднил ее, но наоборот - облегчил и освободил. Ну и обрел наконец настоящую Родину - так что всем хорошо, все счастливы.
***
Юрий Шевчук выпустил песню «Новости», которую могла бы написать нейронка. Вернее, если уж совсем честно, он давно пишет такие песни, но сейчас вышло как-то совсем уж очевидно.
В клипе Юрий Юлианович в костюме Деда Мороза сидит перед телевизором, по которому идут новости. Потом отвязывает белую бороду, снимает шапку - остаётся просто дед, без мороза. Дед сидит, ругается на непонятный ему новый мир, но от бесконечной брани слова слипаются одно с другим и теряют смысл. Деда жалко, он ведь когда-то был ничего. Его хочется успокоить и увести спать. И разумеется, никто даже теоретически не допускает, что его беспредметная ругань имеет хоть какое-то отношение к реальности.
***
"А можете пожалуйста объяснить, в каком именно месте Акунин хороший писатель?
Он неплохой компилятор, это правда. Этакий ChatGPT до его создания. Я думаю, что если мы будем в течение ближайших десяти лет исправно кормить нейросети лучшими образцами детективного жанра, они смогут написать нам нейро-Фандорина.
Акунин много прочитал, это заметно. Проблема его компиляций в том, что у них нет главного детективного элемента - неожиданности. Абсолютно все его развязки я, например, мог предсказать с первых 20-30 страниц, хотя я читал точно меньше, чем автор. Ты просто из всех возможных вариантов выбираешь самый очевидный, и вуаля - это он и будет. Мастерство Марининой как детективщика в этом смысле на три головы выше.
Он попал в струю, нашёл востребованный антураж (благородная Российская Империя), а когда реконструкторы этой империи начали брать города, засучил ножками и закричал, что он против. Это, впрочем, в русской истории не единичный случай."
Маринина, простите, в первую очередь мент, и только потом уже литератор.
Первые публикации - в журнале «Милиция», том самом, внутриведомственном.
У Марининой на кителе подполковничьи погоны.
Естественно, что как детективщик она шутя обыграет не только Акунина, но и любое иное сугубо «гражданское» лицо.
"То есть выходит, что пока Акунин черпал сюжеты для своего вторсырья из литературы, подполковник Маринина брала (или могла брать) за основу реальные уголовные дела.
Возможно, дело в этом. Хотя мы-то знаем: жизнь бывает круче литературы в отдельных случаях, но на потоке в пару десятков томов (или сколько у Мариной той было) всё же проигрывает воображению.
Кроме того, как говорил наш отечественный режиссёр и теоретик драмы Александр Митта, если к тебе подходит человек со словами "знаю я историю, готовый сценарий для фильма", то это точно будет неправдой. Не потому, что история плохая, а потому что у литературы (и у драмы) свои законы.
Талант детективщика - в контроле над читателем и его вниманием. Разложить на виду все ключи к правильной отгадке - а потом заставить смотреть в другую сторону. Причем просчитать нужно публику всех уровней: и ту, что радостно клюет на первую же ложную наживку (у него пистолет в ящике стола, все понятно!), и тех, кто уже знает, в какую игру с ним играют. Тех, кто до последнего отказывается глядеть туда, куда автор всячески советует ему поглядеть, и в результате все равно обманывается.
Маринина это умела (наверное, и сейчас умеет, не проверял). Это умеют все классические авторы детективов - кстати, среди них много женщин, и почему это так - предмет для отдельного исследования (прирожденное умение манипулировать?).
Акунин же этого не просто не умел - он даже не пытался. Он брал готовые решения и собирал из них свои сюжеты, как из конструктора. На том и ехал. Ну и еще на образе Фандорина, который явился к нам позже, во плоти и под фамилией Стрелков."
***
«В сотый раз бессмысленно всматривался Мирко в буквы, но не мог их запомнить. Его неповоротливый мозг не схватывал простейших вещей. В четырнадцать лет он все еще считал по пальцам, и ему стоило великого труда прочитать небольшой отрывок из книги или газеты. Однако нельзя сказать, чтобы Мирко был нерадив или непослушен. Он исполнял все, что ему приказывали: таскал воду, колол дрова, работал в поле, убирал кухню. На него можно было положиться; любое поручение он в конце концов выполнял, хотя медлительность его выводила из терпения. <...> Закончив домашнюю работу, Мирко усаживался в комнате, да так и сидел, устремив вдаль бессмысленный, как у пасущейся овцы, взгляд, не проявляя ни малейшего интереса к тому, что творилось вокруг. По вечерам, когда пастор, посасывая длинную деревенскую трубку, играл три неизменные партии в шахматы с жандармским вахмистром, светловолосый недоросль молча пристраивался возле игроков и, опустив тяжелые веки, с сонным и безразличным видом смотрел на расчерченную доску.
<...>
Как обычно случается с людьми такого склада, Чентович был начисто лишен чувства юмора и, сделавшись чемпионом, стал считать себя самым важным человеком в мире. Сознание того, что он сумел одержать победу над всеми этими умными и культурными людьми, блестящими ораторами и писателями, и к тому же зарабатывает больше их, обратило его прежнюю неуверенность в холодную надменность».
Стефан Цвейг, "Шахматная новелла".
"Удивительно точное описание Гарри Каспарова."
источник