Александр Шадурин. Дед Макар
Александр Шадурин. ОтветИзвестно, что «сама Истина побуждает человека искать истины», но не каждый ищет Бога и не всякий хочет откликнуться на Его тихий, зовущий голос.
Вот и меня когда-то разговоры о вере и о Боге совсем не интересовали, казались несущественными, и ни в малейшей степени не допускал, что ответ на мои мучительные вопросы надо искать там, куда упорно не хотел заглянуть. Для меня повседневность, в которой мы жили, была единственно правильной, а всё, что не соответствовало этой действительности - мною не воспринималось.
Ни в детстве, ни в юности я не видел, чтобы в нашей семье кто-то молился, но иконы в избе моего деда по материнской линии, в которой рос со своими дядями и тётями, - были. Уже взрослым, приезжая к овдовевшему деду, всегда почему-то в красном углу первой замечал икону святителя Николая Чудотворца.
Как-то в один из моих приездов дед Макар вдруг сказал: «Внук, не верю я во всё ЭТО». «Почему?» «Так, не верю. Всё это байки, и ничего ТАМ нет». Разговор о вере был закончен. Ветеран двух войн, награждённый боевыми медалями и орденом, мой дед по своему неверию даже предположить не мог, что вернулся из ада войны живым и невредимым ещё и потому, что кто-то о нём горячо молился.
Безверие порождает духовную слепоту, которая не позволяет увидеть истинные причины и связи событий человеческой жизни, и мой давний знакомый, например, с непреклонной убеждённостью сказал однажды, что верующие - это люди малодушные, нерешительные, которые боятся отвечать за свои поступки и потому спрятались за придуманного Бога и переложили на Него всю ответственность.
Состояние безверия долгое время не покидало меня и не позволяло переступить порог Храма. Уже выросли мои дети и стали задавать неудобные для меня вопросы о вере, а я всё ещё оставался духовным дикарём. Было стыдно перед детьми, и, не зная, что им ответить, решил, что надо как-то ситуацию менять: пора выйти из состояния «стой там - иди сюда». В том, что Бог есть, могло убедить только замеченное мною действие незримой силы в моей жизни. И, чтобы оно состоялось, мысленно обратился за помощью к святителю Николаю - слышал, что он особо почитаемый святой в народе и никому в помощи не отказывает. Для начала решил постоянно носить нательный крестик, который с детских лет хранился у родителей, но мать сказала, что давно его не видела и не знает, где он. Вместо крестика она предложила маленькую круглую иконку святителя Николая.
Пропажа нательного крестика меня огорчила, тем более что не очень давно я его видел, но образок Николы Угодника был принят мною из рук матери с особым чувством. Так вместо нательного креста стал носить иконку святителя Николая. Но однажды, проснувшись утром, заметил, что на мне иконки нет: тесёмка с исправным и закрытым замочком была пустой. Если так - значит, сломалось крепление на самой иконке. Потерянный образок, к моей немалой радости, вскоре нашёлся: он лежал на самом видном месте на полу… в соседней комнате. Поднимая иконку, ожидал увидеть повреждение, но ничего подобного не оказалось. Было понятно, что случай особенный, но объяснить ни того, как была снята иконка, ни почему и для чего это было сделано - я не смог. Пытаясь найти ответ, обращался к тем, кто был рядом и с кем можно было поговорить на эту тему, но никто из них ответа не знал. Молодой священник советовал съездить к «прозорливому старцу», знакомая монахиня, выслушав мою историю, искренне сожалела, что не знает, как объяснить случившееся, но в конце общих и уже слышанных советов и предположений вдруг сказала, что вообще-то одну иконку без креста не носят. Почему так - объяснить не смогла. Вопрос «почему так?» не давал покоя. Было понятно, что если найду ответ на «почему», то станет ясной причина, по которой была снята с меня таким необъяснимым способом иконка.
Я был удивлён, к какому выводу пришёл после долгих раздумий над словами монахини «иконку без креста не носят». А вывод был таким: Бог есть, и заменить Распятого никто не может.
С того дня стал носить нательный крестик, и тогда же началось моё воцерковление.
Много позже прочитал стихотворение иеромонаха Романа
«Единственный», в котором гораздо выразительнее и без многословия сказано:
Полно исусов и христов,
Один - Распятый.
А за помощью к Угоднику Божию святителю Николаю много раз обращался в трудных житейских ситуациях и всякий раз её получал. Так было и с покупкой домика, в котором сейчас живу, только вот при оформлении необходимых бумаг вдруг подумалось: может быть, всё решается без участия Николы Угодничка и по молитвам совсем другого святого? Через некоторое время мы получили документы на владение домом - это было 19 декабря, в День памяти святителя Николая Мирликийского!
Верующий человек вряд ли найдёт что-то новое в моих воспоминаниях: здесь всё обыденно и просто. Знаю, что ходатайство святителя Николая совершается за каждого, кто обращается к нему от чистого сердца, из глубины своей души. И потому пусть сказанное мною будет не только свидетельством об участии святого в моей жизни, но и моей искренней благодарностью и святителю Николаю, и человеку, который предложил мне рассказать о том, как через святого на мне совершилось Милосердие Божие.
Александр ШадуринСайт «Ветрово»
17 августа 2023
В четверг совершается память святых апостолов и святителя Николая Чудотворца.
Песнь 9
Ирмос: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́ Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся, Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́. Тем веселя́щеся, Тя, Богоро́дице, велича́ем.
Святи́и апо́столи, моли́те Бо́га о нас.
Ка́мение избра́нное положе́ннаго во главу́ у́гла ка́мене, созда́сте всех ве́рных сердца́, ка́менем ве́ры вра́жия созда́ния, апо́столи, разве́ргше.
Святи́и апо́столи, моли́те Бо́га о нас.
Реши́ти и вяза́ти от Христа́ прие́мше власть, разреши́те зол мои́х соу́з, и к любви́ Бо́жией привяжи́те, и Ца́рствия прича́стника Боже́ственнаго соде́лайте, апо́столи.
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху. Боже́ственнии Влады́ки о́блацы, изсо́хшее мое́ се́рдце вся́ким лука́вым дея́нием, Боже́ственными ту́чами ны́не напо́йте и плодоно́сно покажи́те, апо́столи богоблаже́ннии.
И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Со святы́ми А́нгелы, с Боже́ственными апо́столы, со сла́вными му́ченики, Твоего́ моли́ Сы́на и Бо́га, Богороди́тельнице Пречи́стая, от бед изба́вити ду́ши на́ша.
Молитва
Влады́ко Го́споди, Твой есть день и Твоя́ есть нощь, Тебе́ вся тварь рабо́тает, и вся́кое дыха́ние сла́вит Тя. Аз же, окая́нный, все житие́ мое́ сконча́в блу́дно, стра́хом одержи́м есмь, я́ко помяну́х дни пе́рвыя, и до ны́не, в ня́же вся нечу́вственная сотвори́х зла́я. И того́ ра́́ди не и́мам к Тебе́ дерзнове́ния, я́ко беззако́ния моя́ велика́, и безме́рни греси́ мои́, врази́ же всегда́ стужа́ют ми. Но, Го́споди мой, Го́споди, отве́рзый устне́ немому, и моя́ уста́ отве́рзи, да глаго́лю в моли́тве уго́дная Тебе́, се бо душа́ моя я́ко земля́ безво́дная оста́, и не мо́жет приноси́ти от себе́ плода́. Но даждь ми от се́мене Свята́го Твоего́ Ду́ха, и напои́ мя росо́ю благода́ти Твоея́, да принесу́ Тебе́ плод покая́ния. Го́споди Иису́се Христе́, хотя́й всем челове́ком спасти́ся, услы́ши моли́тву мою́, моли́твами святы́х апо́стол Твои́х, я́ко ти́и мо́лятся за ны, и аз те́ми у Тебе́ прошу́ проще́ния, я́ко тех моли́твы при́сно послу́шаеши; моле́нием их спаси́ мя, гре́шнаго, исцели́ боле́зни се́рдца моего́, уврачу́й стру́пы души́ моея́, разжжи́ утро́бы моя́; пла́мень стра́ха Твоего́ да поя́ст те́рние грехо́в мои́х, и ду́шу мою́ любо́вию прохлади́, к Тебе́ бо жела́ю и́стинному Све́ту, и Пода́телю све́та, у Тебе́ Еди́наго прошу́ ми́лости: спаси́ мя, насы́ти а́лчущую и напои́ жа́ждущую ду́шу мою́, от пото́ка безчи́сленнаго милосе́рдия Твоего́, покры́й мя благода́тию Твоего́ человеколю́бия от вся́каго зла, да Тобо́ю храни́м изба́влюся мно́гих сете́й лука́ваго, по вся дни на мя пропина́емых, и да не похва́лятся врази́ мои́ о мне, рабе́ Твое́м, упова́ющем на Тя, и спаси́ мя по ми́лости Твое́й. Да возда́м обе́ты моя́, до после́дняго издыха́ния ка́яйся о свои́х согреше́ниях, и просла́влю пресвя́тое и́мя Твое́, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Справка:
В традиции Православной Церкви с древних времен в разные дни недели (седмицы) за богослужением воспоминаются те или иные события или святые - это называется «седмичным богослужебным кругом».
Со временем богослужебная традиция Церкви распространилась на домашние (келейные) молитвы.
- Богослужение понедельника содержит молитвословия Небесным Силам, вторника - Иоанну Предтече.
- В среду, пятницу и воскресенье Святая Церковь вспоминает Евангельские события предательства Спасителя, Его Крестной смерти и Воскресения, соответственно и богослужебные тесты посвящены Господу и Пресвятой Богородице.
- Суббота по традиции день поминовения усопших и особого моления всем святым от века Богу благоугодившим.
- В четверг совершается память святых апостолов и святителя Николая Чудотворца.