В 1970-х ведущие авиаконструкторы Великобритании, Италии и ФРГ занимались созданием современного истребителя "Торнадо". На его разработку ушли годы трудов и миллиарды марок. Но в СССР о новом самолете знали не меньше, чем на Западе.
А все потому, что у КГБ был надежный источник в сердце немецкого авиапрома.
Неприметный шпион.
Немецкий авиаконструктор Манфред Ротш жил в пригороде Мюнхена вместе с супругой и тремя детьми. Он трепетно ухаживал за садом, любовался цветами и гордился самыми большими в городке помидорами. Семья Ротшей жила скромно, лишь пианино в доме напоминало о среднем достатке.
Манфред до дыр занашивал свой старомодный костюм и ни в какую не желал расставаться со стареньким автомобилем. Безмятежный инженер играл в шахматном клубе землячества судетских немцев и состоял в местной консервативной партии. А еще так рьяно строил из себя ненавистника коммунизма, что коллеги подшучивали над ним.
Никто и не подозревал, что этот скромный гражданин - главный агент КГБ в немецкой авиапромышленности, годами передававший Лубянке секретные чертежи военной техники НАТО!
Манфред Ротш родился в 1924 году в Чехословакии в семье судетских немцев. Учился на слесаря, был призван в немецкую армию и сдался в плен американцам.
Манфред Ротш. Фото в свободном доступе.
После депортации чехословацких немцев родители Манфреда переехали в Западную Германию, а сам он решил строить свою жизнь в ГДР.
Ротш окончил Дрезденскую высшую техническую школу, получил диплом инженера и устроился на авиазавод в Дессау, где строились по лицензии советские самолеты.
Он добровольно вступил в коммунистический Немецкий союз молодежи и в свободное время увлекался фотографией. Чем не идеальный кандидат для вербовки?
Вероятно, Ротш был завербован советскими спецслужбами еще со студенческой скамьи. Его обучили тайнописи, конспирации, изготовлению тайников и другим навыкам профессионального разведчика.
Он должен был внедриться в западногерманскую авиастроительную компанию и получить доступ к секретным технологиям.
Тайная жизнь немецкого инженера.
В мае 1954 года Манфреда Ротша забросили в ФРГ под видом беженца. Особых подозрений это не вызвало. Пока была возможность, многие восточные немцы перебирались на запад: только за первые четыре месяца 1953 года из ГДР в ФРГ переехало более 120 тысяч человек. К тому же, в Западной Германии уже обосновались родители Манфреда.
В 1955 году Ротш устроился в авиакомпанию Хенкель в Штутгарте. Инженер тут же приступил к модернизации французского реактивного самолета "Фуга-Магистер".
У агента так горели руки, что едва он получил доступ к чертежам самолета, как тут же объявился в Восточном Берлине и отнес их начальству.
Вместо похвалы Ротш получил нагоняй за бесцеремонную самодеятельность. Чтобы избежать неприятностей в дальнейшем, отныне он должен был строго соблюдать конспирацию.
Старый Мюнхен, где работал Ротш. Фото в свободном доступе.
Смешивая растворенные витаминные таблетки и аммиак, Ротш научился делать невидимые чернила. Ими он вписывал секретные сведения в письмо, которое отправлял своей "тете" в Берлин.
В начале каждого месяца авиаконструктор допоздна засиживался у радиоприемника. Если на гэдээровской волне играли марши, то сообщений для агента не было.
А если звучал Штраус, то Ротшу следовало позвонить на берлинский номер в законспирированное бюро спецслужб.
Следом немец отправлялся в Вену, где у СССР была крупнейшая резидентура в Западной Европе. В одном из австрийских ресторанов Ротш встречался со связным из КГБ. Таких встреч было не больше 4 в год.
Он отвечал на вопросы, получал новые задания и делился секретными документами, которых со временем становилось все больше.
Агент КГБ в сердце западного авиапрома.
В 1959 году Манфред Ротш устроился на авиазавод Юнкерс в Мюнхене, который в 1969 году стал частью концерна «Мессершмитт - Бёльков - Блом» (МББ).
Эта компания была одним из крупнейших аэрокосмических и оборонных концернов мира. В конструкторских бюро "МББ" разрабатывались не только самолеты, но и космические спутники, противотанковые ракеты и средства ПВО.
В "МББ" Ротш занимал должность руководителя отдела разработки корпуса истребителя "Торнадо". Над машиной трудились авиаконструкторы из Италии, Великобритании и ФРГ, но благодаря агенту "Эмилю" о ней прекрасно знали и в Советском Союзе.
Так, Ротш указал на слабые места основного европейского истребителя третьего поколения. Мощными радиоимпульсами можно было вывести из строя высокочувствительную электронику истребителя, что и было сделано 6 января 1986 года. Тогда самолет "Торнадо" рухнул в Баварии. Власти спихнули вину в катастрофе на местные радиопередатчики.
Самолет "Торнадо". Фото в свободном доступе.
Едва "Торнадо" поступил на вооружение, как в западноевропейских КБ уже кипела работа по созданию истребителя следующего поколения на его основе.
В начале 1980-х в "МББ" появился проект двигателя будущего самолета "Еврофайтер Тайфун". Благодаря исполнительному агенту "Эмилю" СССР уже тогда знал об истребителе четвертого поколения и тенденциях развития натовской авиации.
Труд агента Манфреда Ротша сэкономил нашей стране миллионы рублей. Кроме "Торнадо" ас промышленного шпионажа добыл документы по транспортнику "Трнасалл", европейской ракете-носителю "Ариан", космической лаборатории "Спейслэб", спутникам и зондам.
Переданная им информация касалась не только самолетов. Он также сообщил КГБ описание противокорабельной ракеты "Корморан", противотанковых ракетных комплексов HOT и Milan, немецких вертолетов BK-117 и BO-105.
Безупречного агента выдал предатель.
Консервативно одетый, совершенно неприметный сотрудник военного концерна трудился в компании долгие годы, не вызывая никаких подозрений.
И в это же время он умудрялся прямо на рабочем месте щелкать секретные документы гэдээровской "Практикой" или использовать фотокопировальную машинку.
В 1984 году газета "Цайт" писала, что Манфреда Ротша не проверяли на благонадежность 16 лет. Годами не проводились проверки и в отношении других руководящих служащих концерна.
Хоть бундесвер и выделял 25 миллионов марок ежегодно на обеспечение безопасности военных разработок, все "проверки" ограничивались письмом от руководства с просьбой не трепаться о своей работе.
Но даже самый аккуратный и законспирированный агент не защищен от предательства. Об агенте КГБ в компании "Мессершмитт" сообщил подполковник Владимир Ветров - один из мерзейших предателей Родины.
Он передал западным спецслужбам массив совершенно секретных документов, сдал сотни разведчиков и в 1984 году был расстрелян.
"Торнадо" немецких ВВС. Фото в свободном доступе.
Манфреда Ротша арестовали 20 сентября 1984 года - всего за десять дней до его запланированного выхода на пенсию.
Как писала газета "Шпигель", письменный стол в доме немецкого авиаконструктора был буквально забит чертежами и секретными документами.
Там были сведения о немецких кассетных бомбах MW-1, современных беспилотниках и спутниках, техобслуживании американского самолета F-15 и полная документация о танке Леопард-2. Вероятно, это была лишь часть из того, что Манфред Ротш успел передать СССР.
За шпионаж Ротша приговорили к 8 годам тюрьмы, но он пробыл за решеткой всего три года. В 1987 году его обменяли на западногерманскую шпионку и вернули в ГДР.
Там он оставаться не захотел и предпочел встретить старость рядом с семьей и любимым садом в пригороде Мюнхена.
Про Манфреда Ротша в русскоязычных источниках практически ничего не известно. Нет сведений, был ли он награжден за честный 30-летний труд на благо СССР.
Одно лишь ясно: проделанная им работа сэкономила немало средств советскому государству и серьезно помогла отечественной оборонной промышленности.
источник