Итог Прохоровского сражения 12 июля 1943 г.
Непосредственное командование танковыми соединениями во время сражения осуществляли генерал-лейтенант Павел Ротмистров и группенфюрер СС Пауль Хауссер.
Ни одной из сторон не удалось достичь целей, поставленных на 12 июля: немцам не удалось захватить Прохоровку, прорвать оборону советских войск и выйти на оперативный простор, а советским войскам не удалось окружить группировку противника.
В ожесточённых боях, длившихся весь день, противник потерял свыше 350 танков и штурмовых орудий, до 100 орудий и минометов, свыше 10 тыс. чел. убитыми и был вынужден перейти к обороне. Отборные моторизованные дивизии СС «Рейх», «Мертвая голова» и «Адольф Гитлер» исчерпали свои наступательные возможности и вынуждены закрепляться на достигнутых рубежах (на отдельных участках в течение дня им удалось продвинуться на 1-2 км).
В боях на южном фасе Курского выступа, как отмечали сами гитлеровские генералы и офицеры, сгорел ряд лучших германских дивизий. Особенно большие потери понесла 19‑я танковая дивизия. В ее 73‑м танковом полку уже на пятый день наступления осталось не более двух рот. 332‑я пехотная дивизия потеряла 3700 человек и была полностью разгромлена. Огромные потери понесла 6‑я танковая дивизия, после нескольких дней боев в ней осталось всего 47 танков.
Немалые потери понесли и советские войска. Так, 5‑я гвардейская танковая армия потеряла около 350 танков и САУ. 3‑й танковый корпус противника потеснил в этот день войска 69‑й армии (генерал-лейтенант В. Д. Крюченкин) на 10-15 км. Не имели успеха и другие наши армии, участвовавшие в контрударе. В целом, хотя контрудар Воронежского фронта и не увенчался успехом, но сорвал план врага прорваться к Курску.
Пытаясь оправдать поражение на Курской дуге, Манштейн утверждал, что его группа армий «Юг», несмотря на поражение на северном фасе Курского выступа, могла бы продолжать наступление и разбить противостоящие войска Красной Армии. Он обвиняет Гитлера, германское верховное командование в том, что они не решились вручить ему свой последний резерв на Украине - 24‑й танковый корпус, а поэтому ему пришлось прекратить наступление. Однако совершенно очевидно, что один танковый корпус уже не мог спасти операцию «Цитадель». Советское командование располагало в полосе наступления врага крупными резервами, которые были готовы к переходу в контрнаступление. Поэтому не германское верховное командование, не немецко-фашистские войска, наступавшие на северном фасе Курской дуги и вынужденные 12 июля перейти к обороне, «подвели» Манштейна, не они поставили его перед необходимостью прекратить наступление.
Провал июльского наступления немецко-фашистской армии следует объяснить в первую очередь изменившимся соотношением сил на советско-германском фронте, возросшей мощью Красной Армии, высокими организаторскими способностями ее командных кадров, героизмом и высоким патриотизмом советских воинов.
Путь врагу на Курск был закрыт - в этом главный результат Прохоровского сражения.
Память сердца:
Храмовый комплекс святых Петра и Павла, сооруженный
в память погибших на Прохоровском поле советских воинов. Прохоровка
Памятник павшим воинам в мемориальном комплексе «Прохоровское поле»
Из архивных материалов и документов текущего дня
Обстановка в Ленинграде 12 июля 1943 г.
С 1 июля началось сосредоточение нашей артиллерии на синявинском направлении. Сегодня она приступила к планомерному разрушению инженерных сооружений противника и подавлению его артиллерийских и минометных батарей. Это как бы увертюра к предстоящей операции, главная задача которой - сорвать возможные попытки врага восстановить полную блокаду Ленинграда. Важно также расширить пробитый в начале этого года «коридор» в обороне гитлеровцев и обезопасить движение поездов, связывающих Ленинград с Большой землей. Вражеская артиллерия все еще обстреливает новую железнодорожную ветку.
Враг стреляет и по Ленинграду. Пять раз город подвергался сегодня артналетам. Причем наиболее интенсивный огонь гитлеровцы вели, когда на улицах было особенно людно, с 16 до 20 часов. Всего в городе разорвалось более 400 снарядов. Пострадало более 100 человек.
Ленгорисполком и бюро горкома партии приняли постановление о подготовке жилых домов к зиме. Работа предстоит огромная. Нужно заделать все разбитые оконные проемы, отремонтировать двери, отеплить водопроводные и канализационные трубы, починить крыши. В редких домах кровля осталась целой. Повреждения ей наносят не только вражеские бомбы и снаряды, но и осколки собственных зенитных снарядов. Когда ведется заградительный огонь, они падают с неба градом…
В газете «Правда» опубликовано сообщение о том, что план весеннего сева в Калининской области перевыполнен на 30 тыс. га. Около 10 тыс. га засеяно в фонд обороны и помощи освобожденным районам. В газете также отмечено, что освобожденные от немецкой оккупации районы - Ржевский, Великолукский и Нелидовский - перевыполнили план сева.
Из дневника руководителя партизанского движения генерал-майора С. А. Ковпака: «12 июля 1943 г.
Лыса Гора.
Третий день идет дождь. Не имею возможности выехать. Горные дороги совсем раскисли. Глина размокла, дорога стала скользкая. Задерживаемся до 12 июля. Настроение бойцов хорошее.
12 июля 1943 г. продолжаем движение. Впереди населенный пункт Раков Конт. В нем противник, человек 150 немцев.
В 21.00 разведкой было установлено, что в Раков Конт и прилегающие к лесу села с западной стороны прибыло до 60 автомашин с противником и несколько бронемашин.
Видимо, продолжительная стоянка наша в районе Лысой Горы повлекла беду. Противник разведал, где мы, и подтянул силы, чтобы уничтожить нашу воинскую часть.
Посоветовавшись с комиссаром, решил обойти эти села справа, в с. Раштовцы 1‑м и 4‑м батальонами дал бой, загорелись несколько машин и хат. Немцы открыли огонь по колонне. Огонь продолжался 20 минут. Немцы бежали. Убит помощник командира 4‑го батальона Подоляко.
Форсировав две реки - Гныла и без названия и объехав немецкое «окружение», мы направились к намеченной стоянке в районе леса Скомороше».
Из дневника командира партизанского отряда им. И. В. Сталина в соединении А. Ф. Федорова Григория Васильевича Балицкого: «Целую ночь шел дождь, просто мешает выезду на выполнение боевого задания, везде воды по колена, кроме того, сверху дождь накрывает своей мокротой. Решил отставить выход на железнодорожное полотно 13 июля, потому что с самого утра раскричался мой конь-верховой, сегодня кричал, как никогда, выдает лагерь стоянки с головы до ног. Дал указание зарезать коня на мясо. Но это полбеды. Главная беда - это что рация не работает, сгорел генератор. Созвал всех мастеров этого дела, но что ж, мастера мастерами, а материала и инструментов никаких нет. Не на чем связываться, а тов. Федоров посчитает, что я зазнался, рад, что оторвался и прочее, не учтет того, что я переживаю больше за эту связь, чем сам тов. Федоров и весь штаб, вместе взятые. Эх! И жизнь настала дурацкая, кроме всего этого, просто душа заболела, когда услышал, что противник на курском, орловском и белгородском направлении бросил большую силу танков и большую живую силу. Мы услышали только одно, что наши части уничтожили 162 танка и большое количество уничтожено живой силы. Черт возьми, фашистская гадина еще пытается наступать и бросать немалое количество техники и живой силы. Очень плохо, что нет возможности слушать последних известий, нет возможности быть в курсе тех событий, которые происходят на данном периоде времени…».
Благодарность авторам книги. Конец ознакомительного фрагмента книги,
богатого уникальными фотографиями. Мной представляются лишь часть.
Восполняю отставание по освещению событий Великой Отечественной войны.