15.6.1943 724 день Великой Отечественной. Вся наступательная мощь немцев брошена под Курск

Jun 15, 2023 19:43




Разведчик ведет наблюдение

Из книги «Курская великая битва» [01.06.1943 - 31.07.1943]. Часть первая.
Владимир Побочный, Людмила Антонова.
80 лет. 15 июня 1943 г. 724 день войны. Вт.
Войсковая разведка действует по-прежнему неустанно: только на Центральном и Воронежском фронтах за это время более 100 раз проводится разведка боем, осуществляются 2600 ночных поисков, устраиваются полторы тысячи засад. В плен захвачено 187 гитлеровцев. Ведется и глубокая разведка в тылу врага, причем некоторые группы разведчиков достигают исключительных результатов. Так, разведгруппа старшего лейтенанта С. П. Бухтоярова обнаруживает 7 аэродромов врага, 13 полевых складов боеприпасов, 8 складов с горючим и берет в плен более 30 фашистов. Воздушная разведка вскрывает районы сосредоточения главных группировок врага, базирования его авиации, дает ценные сведения о сосредоточении сил и средств на курском направлении.


На трудовом фронте
По решению ГКО с середины 1943 г. центр тяжести строительства переносится на освоение Гремячинского месторождения, где пласты угля располагаются сравнительно неглубоко и достигают 8 метров толщины. Это самые мощные пласты в Кизеловском бассейне. Здесь вводится в эксплуатацию четыре шахты и подготовлено к пуску в следующем году еще три. В отчете правительству гремячинцы пишут: «Полтора года назад отряд строителей шахт пришел в уральскую тайгу, чтобы выполнить задание ГКО. Ни дождливая холодная осень, ни жгучая суровая зима не остановили нашей воли к победе… Усиленными темпами идет строительство новых шахт. Тайга отступила. На месте глухого леса вырос благоустроенный рабочий поселок. По проложенной нами железнодорожной ветке ежедневно отправляются эшелоны с углем для оборонных заводов».

В эти же дни. На Горьковском автозаводе во всех цехах создаются бригады, берущие на себя обязательства при любых обстоятельствах, работая в самых сложных условиях, перевыполнять производственные задания.

На индивидуальных и коллективных огородах работает около 10 млн. рабочих и служащих, что в два раза превышает число работавших в 1942 г.

Вспомним как это было…
Все чаще и чаще от действий одиночными самолетами торпедоносная авиация переходила к более эффективным действиям группами от 4 до 12 самолетов.
Высокое мастерство в боях на морских коммуникациях противника проявляли летчики 24‑го минно-торпедного авиаполка под командованием майора В. Ф. Косьткина. В мае полк за боевые успехи и высокое мастерство был преобразован в 9‑й гвардейский минно-торпедный авиационный полк.
В июне 1943 г. в составе Северного флота была создана штурмовая авиационная часть. Под руководством балтийского аса штурмовика капитана А. Е. Мазуренко, впоследствии дважды Героя Советского Союза, летчики в короткий срок освоили бомбометание с небольших высот.


Алексей Ефимович Мазуренко

Совместно с торпедоносной и бомбардировочной авиацией штурмовики развернули активные действия на морских сообщениях врага, что значительно повысило результативность операций военно-воздушных сил флота. Возросшее тактическое мастерство и богатый боевой опыт советских летчиков позволили перейти к организации эшелонированных ударов, повторявшихся по одному и тому же вражескому конвою до его уничтожения или рассредоточения.

15 июня 1943 г. Вторник. Враг продолжает операцию против украинских партизан, действующих в тылу группы армий «Юг». Стремясь одним ударом ликвидировать партизанский край в северной части Житомирской области, где действуют девять крупных партизанских соединений, наносивших удары по коммуникациям немецких войск, гитлеровцы стянули в этот район к середине июня до 40 тыс. солдат и офицеров. Однако, искусно маневрируя, партизанские соединения выходят из-под удара главных сил врага, нанеся ему при этом большой урон. В это же время гитлеровское командование бросает почти две дивизии против партизан Черниговского соединения. Но врагу не удается разгромить и черниговских партизан.


Железнодорожный мост, выведенный из строя советскими партизанами

В эти же дни. В целях успешного проведения операции «Цитадель», фашисты продолжают укреплять основные силы немецкой армии. «Вся наступательная мощь, - писал бывший сотрудник штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии генерал Эрфурт, - которую германская армия способна была собрать, была брошена на осуществление операции «Цитадель».


«Тигры» на Курской дуге

Роль союзников во Второй мировой войне
Несколько изменяется и расширяется план военных действий союзников на Тихом океане. Теперь, кроме ограниченных наступательных действий в южной части Тихого океана, дополнительно предусматривается последовательное овладение островами Гилберта и Маршалловыми, обеспечение базы для нападения на Каролинские острова, укрепление безопасности коммуникаций и создание авиационных и морских баз вдоль северного побережья Новой Гвинеи. Тем самым американо-британское командование намечает расширить зону операций, включив в нее юго-западную и центральную части Тихого океана. Однако этот план полностью не осуществляется. Он сводится лишь к операциям по овладению островами в Коралловом море (Соломоновы, юго-восточная часть Новой Гвинеи, западная часть Новой Британии) и островами Гилберта.
Для захвата Соломоновых островов, принадлежащих до войны Англии, выделяется американский флот под командованием вице-адмирала Гормли. В составе флота имеются линейные корабли и авианосцы. Из наземных войск флоту приданы отдельные пехотные соединения, морская пехота и специальные части. Обеспечение с воздуха, кроме авиации, базировавшихся на авианосцы, осуществляет 13‑я воздушная армия (к. 1).

Из архивных материалов и документов текущего дня
Приказ о создании воздушной магистрали Москва - Уэлькаль
Заместитель Народного комиссара обороны СССР
№ 0092 15 июня 1943 г.
Маршал Советского Союза А. Василевский
(Ф. 4, оп. 11. д. 74, л. 206-208)
Во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны № ГОКО‑3551сс от 11.6.1943 г. приказываю:
1. Сформировать при ГУГВФ Управление воздушной магистрали Москва - Уэлькаль по утвержденному мною дополнению к штату № 01/200.
На Управление воздушной магистрали возложить:
а) установление на всех аэродромах и в аэродромном хозяйстве магистрали порядка, обеспечивающего нормальные условия для бесперебойной перегонки самолетов и пассажирского движения в течение круглого года;
б) проведение необходимых строительных работ по расширению и оборудованию существующих, а также строительству новых аэродромов;
в) обеспечение всей аэродромной сети магистрали средствами связи, механизации, автотранспортом и горючим;
г) перегонку самолетов из США в СССР до Красноярска.
2. Переименовать Красноярскую воздушную трассу ВВС КА в воздушную трассу Красноярск - Уэлькаль и подчинить ее Управлению воздушной магистрали Москва - Уэлькаль.
Управление трассы перевести со штата № 015/272 на штат № 020/375.
3. Командующему ВВС Красной Армии передать в состав магистрали Москва - Уэлькаль аэродромы ВВС Муром (Савослейка), Свердловск (Кольцове), Омск, Новосибирск (Толмачево) со всеми аэродромными сооружениями на них.
4 Сформировать:
1‑ю перегоночную авиационную дивизию и иметь ее в составе:
Управление авиадивизии по штату № 020/374;
1, 2, 3, 4, 5‑й перегоночные авиаполки по штату № 015/273;
8‑й транспортный авиаполк по штату № 015/326.
Аэропорты 1‑го класса Казань, Свердловск (Кольцове), Омск, Новосибирск (Толмачево), Красноярск, Киренск, Якутск, Сеймчан, Марково, Уэлькаль и содержать их по штату № 020/376;
Аэропорты 2‑го класса Муром (Савослейка), Янаул, Курган, Олекминск, Оймякон, Берелех и содержать их по штату № 020/377.
5. 1, 2, 3, 4, 6, 7 и 8‑ю авиабазы Красноярской воздушной трассы, штат № 029/227 расформировать и обратить на укомплектование формируемых аэропортов.
6. 1‑ю перегоночную авиационную дивизию и аэропорты Муром (Савослейка), Казань, Янаул, Свердловск (Кольцове), Курган, Омск, Новосибирск (Толмачево), Красноярск иметь в непосредственном подчинении начальника Управления воздушной магистрали Москва - Уэлькаль.
Аэропорты Киренск, Олекминск, Якутск, Оймякон, Берелех, Сеймчан, Марково, Уэлькаль подчинить начальнику Управления воздушной трассы Красноярск - Уэлькаль.
Установить, что начальник аэропорта является одновременно начальником соответствующего гарнизона.
7. Начальников аэропортов 1‑го класса приравнять в правовом и материальном отношениях к командирам авиаполков.
8. Командующему ВВС КА призвать на действительную военную службу личный состав, состоящий на службе в авиаполках, аэропортах и управлениях магистрали Москва - Уэлькаль.
9. Начальникам главных управлений НКО обеспечить создаваемую магистраль Москва - Уэлькаль всеми видами довольствия через военные округа по заявкам Управления магистрали.
10. К формированию управлений, авиадивизии и аэропортов приступить немедленно и закончить к 1 июля 1943 г.
11. Назначить:
начальником Управления воздушной магистрали Москва - Уэлькаль и заместителем начальника Главного управления ГВФ генерал-майора Авсеевича А. А.;
командиром 1‑й перегоночной авиадивизии полковника Мазурук И. П., освободив его от должности начальника Управления Красноярской воздушной трассы;
начальником Управления воздушной трассы Красноярск - Уэлькаль заместителя начальника ГУ ГВФ генерал-майора авиации Семенова И. С.;
заместителем начальника Управления воздушной трассы Красноярск - Уэлькаль полковника государственной безопасности Поташова А. И.

Обстановка в Ленинграде 15 июня 1943 г.
После некоторого затишья, установившегося в последнее время, Ленинград сегодня снова подвергся жестокому артиллерийскому обстрелу. 343 снаряда выпустили гитлеровцы по городу. Только на Лубенскую улицу обрушились 24 снаряда. Часть из них разорвалась на 12‑м хлебозаводе. В небольшой, тихий переулок Ильича попало 8 снарядов, на территорию молокозавода - 10. По 1‑й ГЭС, что на Обводном канале, враг сделал 35 выстрелов. От обстрела пострадало около 60 ленинградцев.
На подходе к станции Поляна поезд, который вела комсомольская бригада Василия Еледина, подвергся сильному артиллерийскому обстрелу. Один из снарядов попал в служебный вагон, в котором отдыхала перед дежурством кочегар Таня Лысова. Вагон загорелся. Окровавленную девушку вынес из огня машинист Василий Еледин. Таня была мертва. Товарищи похоронили ее недалеко от входных стрелок станции Поляна. С этого дня, проезжая мимо, машинист салютовал кочегару Тане Лысовой протяжным паровозным гудком.

Из дневника руководителя партизанского движения генерал-майора С. А. Ковпака: «15 июня 1943 г. Мы уже вступили в районы, насыщенные националистами.
Форсируем железную дорогу, действующую Сарны - Лунинец. Охраняется немцами и казаками, настроение бойцов отличное».

Благодарность авторам книги. Конец ознакомительного фрагмента книги,
богатого уникальными фотографиями. Мной представляются лишь часть.

Восполняю отставание по освещению событий Великой Отечественной войны.

менеджмент военных операций, Ленинград, планы людоедов, рейды партизан, патриотизм, герои Отечества, самолеты Москва – Уэлькаль, планы союзников, II мировая война, партизаны, Курская великая битва, тыл, ленд-лиз, Великая Отечественная война, учеба на войне, планы РККА

Previous post Next post
Up