Астраханский порт должен стать важным пунктом на новом транспортном маршруте. Фото с сайта www.vts-group.ru
Товары из Киргизии и Узбекистана пройдут через Туркмению в порт Астрахани
Похоже, потуги большого числа национально озабоченных чиновников Казахстана по наращиванию антирусских, именно антирусских, а не антироссийских усилий, направленных на полное повторение украинского сценария,
заметили и в Кремле. Видимо, казахские нацики забыли древнюю мудрость о том, что с соседями надо если и не дружить, то хотя бы не враждовать. Вот им и аукается.
Россия, Киргизия, Узбекистан и Туркменистан договорились о
запуске нового мультимодального «Южного транспортного коридора», который пройдет в обход территории Казахстана. Новый маршрут решает две задачи: миновать возникающие на казахстанской границе препятствия для товаров, идущих на рынки РФ, и перевести часть грузопотока в порт Астрахани. Это нанесет удар по планам Астаны сделать Казахстан полноценным транспортным хабом в Центральной Азии и Каспийском регионе.
Иллюстрация в свободном доступе
Похоже, потуги большого числа национально озабоченных чиновников Казахстана по наращиванию антирусских, именно антирусских, а не антироссийских усилий, направленных на полное повторение украинского сценария, заметили и в Кремле.
Эти непонятные игры казахов с картами "Мир", с параллельным импортом, "языковые" патрули, постоянные вояжи западных эмиссаров в Астану и прочие мелкие и не очень пакости казахов, видимо, насторожили не только Москву, но и Киргизию, Узбекистан и Туркменистан.
«Решение Астаны не нарушать западные санкции, введенные против России, стало лишь катализатором инициативы создания альтернативного транспортного коридора в обход Казахстана», - сказал «НГ» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев. Но базовая причина, считает эксперт, в трудностях прохождения товарами границы, причем не только киргизско-казахстанской, но и казахстанско-российской. Официальная причина затягивания сроков: фитосанитарный и другие виды контроля, который необходимо пройти. На самом деле эти задержки не оправданы никаким образом. Когда-то казахстанские чиновники ссылались на незаконный реэкспорт через Киргизию китайских товаров в страны ЕАЭС, но эта тема уже давно не актуальна. Сегодня тормозятся товары киргизского производства - изделия швейной промышленности, сельхозпродукция и многое другое.
Эта проблема на киргизско-казахстанской границе за последние несколько лет решена так и не была. На контрольно-пограничных пунктах периодически случаются заторы автомобилей, в результате транспорт простаивает, а некоторые товары портятся. Казахстанская сторона обвиняет киргизских перевозчиков в многочисленных нарушениях, из-за которых происходят задержки. Между тем обе страны не только соседи, но и члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в котором гарантируются четыре свободы: движения товаров, лиц, услуг и капитала.
На деле между государствами союза периодически возникают разногласия вокруг обеспечения свободного рынка. Усиление контроля на границе не раз становилось причиной споров между соседями, а эксперты заявляли о торговой войне двух государств. Поскольку стороны не могут договориться, Москва постаралась решить эту проблему кардинально - создав новый мультимодальный маршрут доставки грузов в обход Казахстана, которым смогут воспользоваться прежде всего Киргизия и Узбекистан.
Порт Туркменбаши становится ключевым
для «Южного транспортного коридора».
Фото с сайта
www.turkmenportal.com «Южный транспортный коридор пройдет с юга Киргизии в Узбекистан, далее - в Туркменистан, в порт Туркменбаши на Каспийском море и направится на север, в Астрахань. Это будет наиболее короткий маршрут для доставки грузов, который поможет обойти препятствия на границе Киргизии с Казахстаном», - заявил губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин. По его мнению, маршрут значительно упростит и ускорит торговые и экономические связи между странами и будет способствовать развитию региональной интеграции.
Cудоходные компании, по словам Бабушкина, уже провели предварительные исследования и готовы включиться в работу. Кроме того, астраханские кораблестроители готовы приступить к строительству судов для использования их на каспийских судоходных линиях. Россия начала прорабатывать данный транспортный маршрут еще в начале 2023 года. Четырехсторонние переговоры с представителями уполномоченных органов и бизнеса Киргизии, РФ, Туркмении и Узбекистана прошли еще 16-17 января 2023 года.
«Несмотря на сложную логистику, у киргизской стороны готовы расчеты транспортных расходов, которые, конечно, скажутся на окончательной стоимости товара, но удорожание не критическое. И с учетом простоя, который происходит на границах Казахстана, сроки доставки явно сократятся. Единственный минус этого маршрута в том, что он может быть рассчитан только на рынки европейской части России. Для Сибири и Дальнего Востока будет слишком сложная и дорогая логистика», - отметил Князев.
Эксперт также считает, что новый российский маршрут в обход Казахстана наносит удар по планам президента Касым-Жомарта Токаева превратить Казахстан в транспортный хаб для стран Центральной Азии и Каспийского региона. На днях президенту Германии Франк-Вальтеру Штайнмайеру продемонстрировали возможности каспийского порта Курык и ознакомили с новыми транспортно-логистическими проектами в рамках развития Среднего коридора (он же Транскаспийский транспортный маршрут), цель которого - соединить Турцию с Китаем через Грузию, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и Киргизию. «Причем этот удар по планам президента Казахстана наносится с казахстанской стороны, а не со стороны России или Киргизии. Если бы транзит грузов шел без задержек, то никто не был бы против использовать территорию Казахстана в качестве хаба. Более того, сейчас казахстанская сторона заявляет о строительстве огромных логистических центров на границе с Киргизией, а будут ли они востребованы - это вопрос», - говорит Князев, замечая, что уже стартовал проект строительства железной дороги «Китай-Киргизия-Узбекистан», и после его запуска транзит грузов через Каспий станет в несколько раз дешевле. Маршрут из Китая через Киргизию станет очень серьезным конкурентом маршрута по казахстанским железным дорогам. Уже сейчас, по словам Князева, «все выглядит так, будто действия казахстанских таможенной и пограничной служб не эпизодичные, а вполне системные уже не первый год, - часть некой государственной политики, направленной на утверждение монополии Казахстана в сфере регионального транзита».
Вместе с тем Казахстан, по моему пока, остается участником международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг» - мультимодального маршрута от Санкт-Петербурга до Индии, который проходит через Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркмению. Его преимущество - сокращение расстояния и стоимости перевозок в два раза, написал в своем Telegram-канале Игорь Бабушкин. «Для развития МТК мы реконструируем пункт пропуска Караузек на границе с Казахстаном. А для наращивания грузооборота через море работаем и над увеличением пропускной способности Волго-Каспийского морского судоходного канала», - сообщил глава Астраханской области.
Источники:
1.
"Южный коридор": Россия обходит Казахстан с юга2.
Россия обходит Казахстан с юга. Товары из Киргизии и Узбекистана пройдут через Туркмению в порт Астрахани