2 июня, история. Пётр I. Портсмут. Мориц. «Неистовый». Курск. Родимцев. Байконур.

Jun 02, 2023 01:31




2 июня 1682 года Земский Собор утвердил царем 15-летнего Ивана V Алексеевича. 10-летний Петр Алексеевич (будущий Петр Великий) стал младшим, «вторым» царем.




2 июня 1787 года во время путешествия Екатерины II в Крым, на обеде в Инкермане, Потемкин распахнул занавес - и глазам императрицы предстал новый город Севастополь и новые корабли в его бухте. «В виду царской столовой выстроился в боевом порядке грозный флот» (де Сегюр)



2 июня 1842 года вышел в свет первый том поэмы НВ. Гоголя «Мёртвые души».

Изначально задумано как трёхтомное произведение. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том уничтожен писателем, но сохранилось несколько глав в черновиках. Третий том был задуман и не начат, о нём остались только отдельные сведения. Сам  Николай Васильевич Гоголь  обозначил  жанр  произведения как поэму.

1905 - Президент США Теодор Рузвельт по просьбе правительства Японии дал свое согласие на посредническое участие в русско-японских переговорах, призванных положить конец боевым действиям на Дальнем Востоке. Он понимал, что победа каждой из противоборствующих сторон угрожала интересам США в Тихоокеанском регионе.



Когда переговоры, начавшиеся спустя пару месяцев в Портсмуте (США, штат Нью-Гэмпшир), зашли в тупик, Рузвельт помог достижению компромисса, и в результате в сентябре того же года был подписан мирный договор, вошедший в историю как Портсмутский.



2 июня 1937 года родилась Юнна Мориц. Русская поэтесса и переводчица, сценарист. Лауреат многих премий. Юнна Мориц - автор поэтических книг, в том числе «В логове голоса», «Лицо», «Таким образом», «По закону - привет почтальону!», а также книг стихов для детей: «Букет котов» и других; по мотивам нескольких стихотворений из одной из них в 1979-м году создан одноимённый мультфильм).

Написано автором 1 июня 2020 года:

Цивилизаторы с пробиркой фальшака
Ведут себя, как слон в посудной лавке,
Животное, чья сила велика,
Когда ведут себя, как мелкие козявки,
Все, кто потом болтаются в удавке
Цивилизаторов с пробиркой фальшака!

Цивилизаторы с пробиркой фальшака
Себе фальшивые выписывают справки,
Что вся Луна - их собственность, крепка
Их власть - Луну схватила за бока
И космос - весь!.. Сейчас и здесь - из Кафки
Цивилизаторы с пробиркой фальшака!

Цивилизаторы с пробиркой фальшака
Из Кафки шлют в ООН свои заявки
На планетарные кошмары сквозняка,
Который - для удушья и удавки
Ирака, Ливии, - всех не вместит строка,
Когда ведут себя, как мелкие козявки,
На явке подлости с пробиркой фальшака!



2 июня 1942 года - первый кавалер ордена Отечественной войны I степени - капитан Иван Ильич Криклий. За 2 дня его артдивизион уничтожил 32 танка. Командир умер в госпитале от ран. Награда в семью героя попадала лишь в 1971 году, на ордене стоял номер 312368…

В мае 1942 года на позиции гвардейского дивизиона под командованием капитана И.И. Криклия двинулись десятки фашистских танков, но артиллеристы и бронебойщики не дрогнули. Под умелым руководством своего командира они метко били по врагу, нанося ему ощутимые потери. За два дня непрерывных боев дивизион уничтожил 32 вражеских танка. Капитан И.И. Криклий лично подбил 5 фашистских машин, но был смертельно ранен в бою и вскоре скончался. Когда все остальные номера расчета погибли, старший сержант А.В. Смирнов продолжал вести огонь из орудия. Даже после того, как осколком снаряда ему оторвало кисть руки, Смирнов, превозмогая боль, продолжал стрелять по врагу одной рукой. Всего в бою он уничтожил 6 фашистских танков. Комиссар дивизиона И.К. Стаценко не только руководил подчиненными, но и, вдохновляя их личным примером, сам уничтожил несколько немецких бронированных машин.

За свой подвиг капитан И.И. Криклий Указом от 2 июня 1943 года стал первым кавалером ордена Отечественной войны I степени. Вместе с ним этой же награды удостоились младший политрук И.К. Стаценко и  сержант А.В. Смирнов. Шесть других героев этого сражения были отмечены орденом Отечественной войны II степени. Среди них бронебойщики рядовые Н.И. Григорьев и И.П. Петрош, подбившие из ПТР восемь вражеских танков.



2 июня 1943 года успешное отражение силами и средствами ПВО массированного налета немецкой авиации на Курский железнодорожный узел. Налет длился более 10 часов, в нем участвовало 543 самолета. Вражеской авиации, несмотря на отчаянные усилия, не удалось разрушить железнодорожный узел. Врага достойно встретили воины Воронежско-Борисоглебского района ПВО, а также истребители 16-й и 2-й воздушных армий. Курский узел продолжал работать.

Утром 2 июня 1943 года в небе над Курском разыгралась одна из самых крупных воздушных битв Великой Отечественной войны. В бою сошлись 543 немецких и 430 советских самолета. С земли пилотов Красной армии поддерживали 88 зенитных орудий и 45 крупнокалиберных пулеметов.

Командование вермахта, готовясь к операции «Цитадель», стремилось разрушить и парализовать транспортную систему Красной армии. Курский железнодорожный узел был для люфтваффе приоритетной целью, так как на нем, по данным исследователя Олега Каминского, скопилось 11 500 вагонов. Например, на участке «Мармыжи-Курск» поезда с грузами снабжения и эшелоны с войсками выстроились в сплошную ленту.

Небольшие группы немецких бомбардировщиков перехватывались и рассеивались, и тогда немцы перешли к массированным авиаударам. Около пяти часов утра 2 июня бойцами поста воздушного наблюдения, оповещения и связи под командованием старшего сержанта Бондаренко были замечены первые немецкие самолеты.

«Первый эшелон вражеской авиации в количестве 137 бомбардировщиков и 30 истребителей был перехвачен на дальних подступах к Курску на высоте около 3000 метров. К железнодорожному узлу прорвались лишь отдельные самолеты», - пишет в своих воспоминаниях начальник разведотдела штаба 16-й воздушной армии генерал-майор Георгий Пруссаков.

Во втором и третьем эшелонах, следовавших на высотах 4000-5000 метров, было 120 бомбардировщиков под прикрытием 55 истребителей. Против них поднялись 86 советских самолетов, и тем не менее в зону действия зенитной артиллерии прорвались 55 фашистских бомбардировщика. В четвертом и пятом эшелонах насчитывалось 167 бомбардировщиков и 14 истребителей. В 14:50 они появились с южного направления на высотах 6000-7000 метров. Этот маневр позволил 100 самолетам врага прорваться к цели и сбросить бомбы. В результате было уничтожено 154 вагона, восемь паровозов, 12 километров станционных путей, локомотивное депо, стрелочные переводы, 300 пролетов линии связи и угольная эстакада.

По итогам налета немцы сообщили, что потеряли лишь 30 самолетов, но сбили в воздушных боях 55 советских истребителей. Однако эти данные не подтверждаются архивными документами. В этот день Красная армия потеряла 27 самолетов, уничтожив 123 немецких бомбардировщика и истребителя. Пять немецких пилотов были взяты в плен.

«Некоторые молодые летчики, желая увеличить свой счет сбитых вражеских самолетов, порой в воздушном бою отрывались от своих ведущих и завязывали индивидуальные бои. Эти одиночки и становились, главным образом, жертвой немецких истребителей», - пишет Пруссаков.

В этот день при налётах погибло более 40 курских железнодорожников. Люди погибали на паровозах, которые нельзя было оставить при бомбёжке, гибли, выводя составы. Есть описание подвига старшего стрелочника Александра Степановича Красникова, который попытался вывезти горящие вазоны с бензином, вагон взорвался, и он сгорел живым факелом. Но ситуация была такова, что без курского ж/д узла невозможно было бы сделать ничего. Вся подготовка Курской битвы проходила через этот узел.

В ночь на третье июня около 300 немецких самолетов снова бомбили Курск. Однако парализовать деятельность железнодорожного узла не удалось и через 35 часов движение было восстановлено.





2 июня 1944 года по договоренности между руководством СССР и США американские бомбардировщики начали использовать аэродромы в районе городов Полтава, Миргород, Пирятин для нанесения ударов по объектам на территории Германии и её союзников (операция «Фрэнтик»).

Операция «Неистовый» (англ. Operation Frantic) - организация, обеспечение и выполнение армейской авиацией США так называемых челночных боевых вылетов бомбардировочной авиации, действующей с аэродромов в Великобритании, южной Италии и СССР. Время проведения операции - июнь-сентябрь 1944 года.

Штабная разработка американцами планов использования аэродромов на территории СССР началась вскоре после 22 июня 1941 года. После 7 декабря 1941 года стали также разрабатываться планы нанесения авиаударов по территории Японии с советских аэродромов в Сибири. Однако, на всем протяжении 1942 года СССР не проявлял практически никакого интереса к возможности таких совместных действий, и на официальном уровне соответствующее предложение было сделано американцами только в октябре 1943 года.

Стратегическая концепция союзников по антигитлеровской коалиции  предусматривала завоевание стратегического превосходства над противником путём уничтожения его военного и экономического потенциала. В её реализации основная роль отводилась стратегическим бомбардировкам важных промышленных объектов врага - заводов, нефтеперерабатывающих комплексов, электростанций, транспортных узлов. «Стратегическое бомбардирование противника - ключ к победе» - на этих позициях нерушимо стояли союзники.

На встрече премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля с президентом США Франклином Рузвельтом 14-24 января 1943 года в Касабланке была одобрена директива, которая ставила перед стратегической авиацией США и Великобритании задание «последовательно уничтожать и дезорганизовывать военную, промышленную и экономическую системы Германии, подрывать моральный дух немецкого народа, пока не будет решительно ослаблена его способность к вооруженному сопротивлению».

В конце ноября 1943 года на Тегеранской конференции Президент США Франклин Рузвельт в присутствии своего сына, полковника Элиота Рузвельта, служившего в разведывательной авиации, лично предложил Сталину базирование американских самолетов и присутствие американского контингента на территории СССР для осуществления челночных разведывательных и бомбардировочных вылетов. При этом американские тяжелые бомбардировщики, базировавшиеся в Великобритании и Италии, смогли бы наносить удары по целям, расположенным на востоке Германии, а также на территории её восточно-европейских союзников. После этого, вместо возврата на аэродромы постоянного базирования самолеты совершали бы посадку на территории СССР для заправки и принятия бомбовой нагрузки и на обратном пути атаковали бы другие цели. Сталин «в принципе» согласился.

Там же, в Тегеране, командующий военной авиацией США генерал Генри Арнольд предложил Сталину 300-400 бомбардировщиков B-24, но заметил, что их эксплуатация советскими экипажами потребует длительного обучения на территории США. Это предложение Сталин не принял.

План операции «Неистовый» (в начале имевшей название «Бейсбол») предусматривал постоянное базирование на советской территории трех авиагрупп тяжелых бомбардировщиков, но удалось получить согласие на размещение лишь сравнительно небольшого контингента численностью в 1 300 человек.

В ходе операции были нанесены бомбовые удары по 24 целям, часть которых до этого была недостижима для американской стратегической бомбардировочной авиации и продолжали действовать и выдавать военную продукцию. Бомбардировка некоторых целей оказалась невозможной вследствие запрета со стороны СССР.

Первый боевой вылет 2 июня 1944 года - 130 бомбардировщиков B-17 в сопровождении 70 истребителей P-51 вылетели с авиабаз в Италии, отбомбились по сортировочной станции в г. Дебрецен (Венгрия), и приземлились на советских аэродромах. Один В-17 потерян над целью.

К сентябрю 1944 года дальнейшее продолжение операции «Неистовый» потеряло всякий смысл. Потенциальные цели в Восточной Европе были захвачены РККА в ходе её быстрого продвижения на запад, а на Тихом океане американцы захватили Марианские острова и могли использовать имевшиеся там авиабазы для бомбардировок Японии.



За бой 2 июня 1944 года младший сержант В.Н. Иванов был удостоен ордена Славы 2-й степени. С войны вернулся с двумя орденами. Но в 1955 выяснилось, что в 1943 он был также награжден этим орденом. Награда нашла героя, и Владимир Николаевич Иванов стал полным кавалером ордена Славы!

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955 года в порядке перенаграждения Владимир Николаевич Иванов награждён орденом Славы I степени (№ 3742) и признан героем войны - полным кавалером ордена Славы.



2 июня 1945 года Президиум Верховного Совета СССР принял указы о награждении Героев Советского Союза генерал-полковника Павла Ивановича Батова и генерал-лейтенанта Александра Ильича Родимцева второй медалью «Золотая Звезда». фото: Родимцев в окопах Сталинграда, 1942. Батов на Параде Победы, 1945.



2 июня 1955 года было принято Постановление Совета Министров "О новом полигоне для Министерства обороны СССР" - основан космодром Байконур. С него был запущен первый в истории искусственный спутник Земли в 1957 году и первый космический корабль с человеком на борту в 1961 году.

Пусть космонавтам - главные награды
Но люди пусть увидят в полный рост
Героев безымянных Звездограда
Что с неба не снимают легких звёзд!

Интересно, место, на котором был построен легендарный космодром, считается счастливым:

Космодром «Байконур» действительно во всех смыслах счастливое место. Так, при рытье котлована под стартовую площадку на глубине 35 м строители нашли древнее костровище. После проведенной экспертизы выяснилось, что находке от 10 тыс. до 30 тыс. лет.

Сам Сергей Королев говорил: «Мы строим сооружение на берегу жизни древней цивилизации, значит, это место будет счастливым и для нас».

Более того, даже сама территории Байконура считалась среди местных жителей святой. По легенде, в этом месте было поселение Торе, во главе которого стоял потомок Чингисхана по имени Тюра, которого считали святым.

Тюра погиб, утонув в реке Сырдарья, на берегах которой сейчас находится космодром. Его похоронили в этих местах.

Возможно, благодаря «счастливому расположению» Байконур смог установить целую россыпь рекордов, многие из которых не побиты до сих пор.



С этого постановления и началась история Байконура, носящего поначалу наименование "Научно-исследовательский испытательный полигон № 5" (5-й НИИП МО).
Строительство будущего космодрома шло в пустынной местности в режиме строжайшей секретности. А Днем рождения Байконура считается 2 июня 1955 года - именно в этот день проекты космодрома Байконур и его организационной структуры были утверждены директивой начальника Генерального штаба.
Строительство первой очереди космодрома было завершено в рекордные сроки, и уже в мае 1957 года с полигона был произведен первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 конструкции Сергея Королева.
С Байконура был запущен и первый в истории искусственный спутник Земли (в 1957 году), и первый космический корабль с человеком на борту (в 1961 году).
После распада СССР космодром оказался собственностью Казахстана. Но в 1994 году Байконур был арендован Российской Федерацией сроком на 20 лет с последующей пролонгацией на 10 лет. В январе 2004 года было подписано новое соглашение об аренде космодрома Россией до 2050 года.



2 июня 2014 года штурмовик Су-25 украинских ВВС Украины около 15.00 нанёс штурмовой удар неуправляемыми реактивными снарядами по зданию Луганской областной государственной администрации, предположительно, 80-миллиметровыми неуправляемыми авиационными ракетами С-8 и обстрелял здание из авиационных пушек калибра 30 мм. В результате которого погибли 8 и получили ранения 28 человек. Украинские СМИ тогда написали, что «взорвался кондиционер».

В тот день в парке у Луганской администрации гуляло множество людей. Это был обычный теплый летний день. Но тут произошла трагедия, изменившая судьбу не только Луганщины, но и всей Украины.

Украинский Су-25 нанес ракетный удар по самому центру абсолютно мирного города - Луганской администрации, а также по городскому парку. Погибли восемь невинных людей, почти 30 были ранены и искалечены.

Власти Украины тогда предельно цинично заявили, что в Луганске «взорвался кондиционер» на фасаде здания. Это стало предметом нацистских и людоедских шуток среди украинцев. В Луганске же окончательно осознали, что с такой Украиной им не по пути.

По материалам сайта Z.

Хрущев и окружение, герои Отечества, Великая Отечественная война, день за днем, российские правители, история Отечества

Previous post Next post
Up