Убийца кавалерии-пехотное каре-панацея от лихих атак турецкой, крымской, французской кавалерии

Apr 15, 2023 20:59



Колонны и развернутый строй пехоты, лишь завидев отряды кавалерии, мгновенно выстраивалась в особое построение - каре. Использовалось как каре одной батальонной роты, так и многобатальонные каре или каре из нескольких полков. Но чаще всего использовалось батальонное каре, которое быстро перестраивалось обратно в колонну при атаке. Пехотное каре не ограничивалось обороной, и контратаковали кавалерию противника.



Подробные инструкции по действиям егерей при построении в каре содержались в "Начертании полевой егерской службы".
Опаснее всего для егеря, когда он на открытой местности атакован конницею. Но и тут он найдет свое спасение, когда только останется всегда при холодном духе, не устрашился конского топота и шума скачущей конницы, всегда останется сомкнутым и огонь свой сбережет, и без позволения своего начальника ни одного выстрела не сделает...

Когда пехота подвергается атаке конницы, она выстраивается в каре и начинает отступать тихим шагом. Вражеские фланкеры (всадник при действии кавалерии в рассыпном строе) пытаются выманить у пехоты залп, и не давая ей перезарядится атаковать. В таком случае пехоте рекомендовалось воздержаться от огня по фланкерам, а когда они подходили достаточно близко, то из каре следовало выпустить егерей, что бы те вели прицельный огонь.



Когда конница наконец отважится атаковать каре всем фронтом, то каре должно было остановиться, первая шеренга встает на правое колено и направляет штыки на уровень груди лошади упирая приклад в землю. Остальные шеренги начинали стрелять, когда враг приближался на расстояние 150-200 метров. Две шеренги из четырех стреляли а две перезаряжались.

Построение в каре было прорывом военной тактики. Слабо обученные войска не всегда могли эффективно использовать данное построение, ибо требовалась большая выучка, что бы пехота могла быстро построиться в каре и эффективно использовать свое преимущество.



Цепь егерей при поддержке казаков.

В сражении при Красном в июле 1812 года 27 пехотная дивизия, которая была только сформирована, отражала атаку конницы Мюрата. Вот как очевидцы описывают это сражение.
Наша толпа была похожа на стадо овец, которое всегда вжимается в кучу, и при нападении неприятеля, с которой ни есть стороны батальным огнем отстреливалась и штыками не допускала до себя.

Совершенно по иному действовали в Бородинском сражении лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки, когда отражали атаки французской тяжелой кавалерии. Это были поистине опытные бойцы, которым выучки не занимать. Так командир батальона Тимофеев приказал своим солдатам не стрелять, а размахивать штыками, так как лошади боятся блестящего на солнце металла, пиками колоть лошадей в морду, если те отваживались приблизиться к каре. Его расчет полностью оправдался. Кавалерии пришлось перестраиваться для новой атаки. Тимофеев потом вспоминал
Я скомандовав ура! бросился с батальоном в штыки. Передние кирасиры были жертвою наших штыков, опрокинулись на свою колонну, смешали еще более оную и обратились все в бегство. Тогда я приказал открыть по ним батальный огонь и тем было довершено поражение.



Это был не единичный случай, когда пехотное каре не ограничивалось обороной, и контратаковали кавалерию противника. Так во время Бородинского сражения Перновский пехотный полк, построившись в батальонные каре, атаковали кавалерию противника. Обратив ее в бегство, пехотинцы начали преследование, причем первые шеренги бросали в противника ружья со штыками.

Пехота могла не выстраиваться в каре и на равных сражаться с кавалерией, если последняя потеряла скорость, и ее строй был расстроен. Все в том же Бородинском сражении, полки 24-й дивизии, атакованные, а затем и окруженные противником, вынуждены были штыками прокладывать себе путь. Пехота могла не сворачиваться в каре, если имела значительный численный перевес над кавалерией противника.



Егеря и стрелки, атакованные кавалерией, так же стремились сбиться в кучки. Если сделать этого не удавалось, то они просто ложились на землю, пропуская всадника над собой. Были случаи, когда на землю ложились и сомкнутые строи пехоты.

Зародившееся еще со времен походов Миниха и Салтыкова, построение в виде каре, стало панацеей от масштабных атак турецкой и крымской кавалерии. Во времена Румянцева и Суворова это было основное боевое построение русской пехоты, постоянно совершенствуемое. А свою эффективность оно показало в многочисленных схватках с противником.


источник

менеджмент военных операций, смекалка, герои Отечества, история Отечества, 1812, искусство войны

Previous post Next post
Up