Click to view
«Десятый наш десантный батальон» - участники проекта "Песни нашего века
Десятый десантный батальон Калининского фронта стал
Первые спецназовцы появились еще во Время Великой Отечественной войны. На Калининском фронте - это диверсанты-минеры десятого гвардейского отдельного батальона. Именно он стал прототипом «десятого десантного батальона» в известной песне Булата Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал».
Песня о войне Булаты Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал», пожалуй, - одна из самых пронзительных и самых загадочных. Так выдумка или реальность - 10-ый батальон? И кто же были эти герои?
Герои песни «Мы за ценой не постоим» - бойцы десятого гвардейского отдельного батальона минеров специального назначения Калининского фронта. Их было 11. На каждом фронте - по одному. Входили в 5-ю отдельную инженерную бригаду, которую создал и возглавил гениальный подрывник Илья Старинов в апреле 42-ого, под Торжком.
«Учитывая критичность ситуации, было принято решение заминировать все дороги, которые идут на Москву. Возникла мысль использовать для минирования дорог десантно-инженерные батальоны», - рассказал Михаил Хетчиков, доктор военных наук.
Так появился первый спецназ в нашей стране. Универсальные бойцы могли провести разведку, заложить мину и даже прыгнуть с парашюта. В тыл противника их стали десантировать в начале 43-ого.
«Они выполнили 100% задачи и несли малые потери, не сопоставимые с тем вредом, который они наносили противнику», - отметил Валерий Цыков, научный сотрудник Тверского объединенного музея.
Их отправляли на верную смерть. Но до гибели требовалось выполнить боевую задачу.
«Двенадцатого мая 1943 года советские диверсанты выходили из окружения, авангард их группы, состоящий из 6 бойцов, был окружен в Рудненском районе Смоленской области. Командовал группой Николай Колосов», - рассказал Денис Садов, ученик 7 класса тверской гимназии №6.
Единственным пулеметчиком в группе Колосова был уроженец Калинина Вячеслав Ефимов. Под Рудней на Смоленщине шестеро бойцов несколько часов удерживали высоту. Посмертно все минеры были удостоены звания Героя Советского Союза. На месте их гибели установлен мемориал.
«Автор песни работал учителем истории в Калужской области - соседней. И он с ребятами ездил на самые яркие места боев. Стопроцентно мы это не можем утверждать, но то, что он знал об этом подвиге», - рассказал Вячеслав Воробьёв, профессор тверского филиала Российского государственного университета им.А.Н.Косыгина.
«Нам нужна одна победа, одна на всех мы за ценой не постоим», -написал Булат Окуджава о подвиге 10-го отдельного батальона минеров-разведчиков. И они сделали шаг к общей Победе ценой своих жизней.
Из: Вести Тверь
Песню «Нам нужна одна победа» («Десятый наш десантный батальон») написал в 1970 году Булат Окуджава специально для художественного фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». Бардовская песня сначала прозвучала в фильме, а потом стала маршем и гимном воздушно-десантных войск.
Фильм «Белорусский вокзал» посвящен послевоенной судьбе друзей-сослуживцев из десантного батальона. Через 25 лет они собираются вместе по грустному поводу - на поминках своего командира. По сценарию в фильме не было ни одного военного кадра, но была ремарка о том, что нужна «батальная» песня. Режиссёр Андрей Смирнов хотел, чтобы она прозвучала так, как будто ее написал во время войны участник событий для боевых товарищей, сочинил пусть не очень умело, но искренне, от души.
Уже отсняли больше половины фильма, а песни все еще не было. Вариантов текстов и мелодий поступало много, но их отвергали. Нужна была особая песня, чтобы объяснить зрителю, что объединяет персонажей, на первый взгляд, очень разных. Это страшная война, через которую они прошли вместе, теряя друзей и спасая друг друга.
В итоге режиссёр обратился с просьбой написать песню к поэту и композитору Булату Окуджаве. О войне тот знал не понаслышке: в апреле 1942 года семнадцатилетний Булат добровольцем ушел на фронт. Его направили в десятый Отдельный запасной минометный дивизион. После двух месяцев обучения он попал на Северо-Кавказский фронт минометчиком. В декабре того же года под Моздоком Окуджава был ранен. Из госпиталя вернулся на передовую радистом в тяжелой артиллерии. Да и военная тематика не была в новинку для поэта: свое первое стихотворение о войне он написал на фронте в 1943 году.
Как ни странно, сначала Окуджава наотрез отказался от предложения режиссёра: «Не пишу я сейчас песен. Перешел на прозу. Работы уйма. Найдите кого-нибудь другого». Смирнов не сдавался: он убедил поэта прочитать сценарий фильма. Но это только ухудшило ситуацию: сюжет Булат Шалвович не оценил. «И тогда я пошел на отчаянный шаг, - рассказывал Смирнов, - решил показать ему отснятый материал. Привез на «Мосфильм», усадил в просмотровом зале. Когда зажегся свет, вижу: глаза у него горят, взволнован. Очень ему это понравилось».
О работе над песней Булат Окуджава вспоминал сдержанно: "Песню к кинофильму «Белорусский вокзал» я писал по заказу. Ко мне обратился режиссер Андрей Смирнов и попросил написать песню для его фильма. Мне хотелось выполнить его просьбу, и я стал пробовать». Позже поэт говорил, что его привлекла возможность написать окопную песню - «из тех, что на фронте пели».
Почти сразу родилась первая строчка: "Здесь птицы не поют, деревья не растут...". А дальше работа пошла стремительно. Самым важным для Окуджавы был текст. Мелодию, которая появилась "сама собой", он всерьёз не воспринимал и рассматривал её как вспомогательное средство: «просто чтоб легче сочинялось». К тому же над музыкой к фильму работал Альфред Шнитке. Зачем соперничать с таким известным композитором?
И вот - финальное прослушивание новой песни. Булат Окуджава вспоминал: "Я приехал на студию. Был Смирнов, был Шнитке и еще несколько человек из съемочной группы. И стоял в комнате рояль. Я говорю: «Вы знаете, у меня вместе со стихами родилась мелодия. Я вам ее не предлагаю, но мне как-то легче под нее вам эти стихи исполнять».
Очень робея и конфузясь перед Шнитке, я стал одним пальцем тыкать по клавишам рояля и дрожащим от волнения голосом петь. Пою, а они сидят все такие мрачные, замкнутые… Еле-еле допел до конца, заговорил: «Ну, музыка, конечно, не получилась, но слова, может быть, можно…».
В павильоне повисла неловкая пауза: ни режиссер, ни съемочная группа не впечатлились. Смирнов разочарованно произнёс: "Да, конечно, не получилась...". И вдруг встал Шнитке: «А по-моему, даже очень получилась, спойте-ка еще раз». И тогда Окуджава, ободренный неожиданной похвалой, ударил по клавишам и запел уже смелее. Вся съёмочная группа стала подпевать... И стало понятно: это именно то, что нужно.
Удивительно, но в песне о десантном батальоне нет ни одного упоминания о самой трудной и опасной части их дела - парашютной. Оказывается, сержант Окуджава, описывая военный путь батальона, придерживался исторических фактов. На самых ответственных участках фронта десантные соединения использовались как пехотные. При переводе в пехоту этим соединениям присваивалось звание гвардейских. Не имея тяжелого вооружения, они несли в боях большие потери.
Из песни можно узнать, где и когда происходят события. Слова “от Курска и Орла” говорят, что батальон из песни вступил в бой летом 1943 года на Курской дуге. Историки подтверждают, что десантные войска действительно участвовали в этой битве: это здесь они “врастали в землю". В районе крупнейшего в истории танкового сражения земля была выжжена дотла, и на ней “не росли деревья” и “не пели птицы”. А “вражеские ворота” - граница с Германией, достигнутая в августе 1944 года.
Получается, события, описанные в песне, укладываются в интервал с июля 1943-го по август 1944 года, а воображаемый автор предположительно создал ее чуть позже. Картина, нарисованная Окуджавой, удивительно точная, почти документальная. Такое ощущение, что автор сложил песню прямо “в окопе” и писал не только о войне и десантном батальоне, но и о своей судьбе, описывая всё, что видел вокруг.
Фразу из песни "Горит и кружится планета" критик Дмитрий Быков назвал блистательной: "Это ощущение смутности, зыбкости, головокружения после контузии найдено идеально; никто лучше не передавал дрожь земли при орудийном обстреле". А рефрен песни «Одна на всех, мы за ценой не постоим» стал по-настоящему народным.
Эпизод, где медсестра Рая, которую играет Нина Ургант, поет песню «Нам нужна одна победа», стал самым ярким, пронзительным моментом фильма "Белорусский вокзал". Окуджава писал о своей песне: "По-моему, в фильме она исполнена именно так, как и должна была прозвучать: без особенного умения, на нерве…".
Съёмки эпизода проходили трудно. От Нины Ургант требовалось только одно - спеть песню и не заплакать. Дубли шли один за другим, и она убегала с площадки в слезах. Даже у мужчин актёров слёзы наворачивались на глаза. Но режиссёр был неумолим: "Героиня плакать не должна. Пусть плачут мужчины. Это страшнее...".
В итоге в фильм вошёл единственный дубль, который знают все. Очень тихий голос. Очень ровный. Сила в нем разгорается постепенно. Плачет Леонов, кусает губы Сафонов, по лицу Глазырина текут слезы. А женский голос звенит:
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он,
Сомненья прочь:
Уходит в ночь
Отдельный
Десятый наш
Десантный батальон.
Из: Роза ветров.Север
Мы за ценой не постоим
из к/ф Белоруский вокзал
источник