Click to view
Прощеное воскресение (для детей)
26 февраля 2023 года в России отмечают
Прощеное воскресенье - особый день, когда каждому из нас дается возможность, не наступая на мозоли своего самолюбия, попросить прощения у тех, кого мы обидели, и самому простить недругов. Уникальный день на стыке двух полюсов - развеселой Масленицы и печально-покаянного Великого поста (27 февраля - 15 апреля 2023 года). К сожалению, в последнее время приобрел какую-то пошловатую популярность.
Всю текущую неделю, с 20 по 25 февраля 2023 года в России отмечали Масленицу - разгульный и щедрый праздник.
С 27 февраля 2023-го начинается Великий пост - время покаяния, "дни печальные", как называл их Пушкин. На стыке этих периодов, таких полярных по эмоциональному накалу, - Прощеное воскресенье. На первый взгляд слишком крутой вираж: из лихого загула да к покаянной слезе.
Но в Церкви нет ничего случайного, все продуманно, все обоснованно, все учитывает природу человека. Обычай просить прощения и самому прощать, вступая в Великий пост, имеет древние корни. Когда-то палестинские монахи из лавры Святого Саввы на весь период поста удалялись в пустыню, и вот, не зная, вернутся ли они к Пасхе в обитель живыми, увидятся ли снова, монахи заранее испрашивали друг у друга прощение. И сами прощали. Православная Русь не просто переняла этот монастырский обычай, у нас закрепился особый чин, то есть особый порядок церковной службы Прощеного воскресенья, он служится вечером 26 февраля 2023 года. И весь день мы слышим: "Прости меня, пожалуйста!" И в ответ: "Бог простит! И я прощаю!" И в этом всеобщем примирении глубочайший смысл. Ведь начинающийся вслед за Прощеным воскресеньем Великий пост - время нашего покаяния перед Богом. И тут вопрос: а что надо сделать, чтобы Бог нас помиловал?
Понятно, что надо увидеть свои грехи и принести их Господу, то есть исповедовать их Ему. Осознать свои грехи и раскаяться в них. Это взаимоотношения человека и Бога. Но здесь возникает поразительный момент. Господь вводит одно непременное условие, необходимое для нашего прощения. Это условие касается взаимоотношений человека с другими людьми. Мы живем не в безвоздушном пространстве, вокруг нас другие - те самые родные и не очень, близкие и дальние. Так вот, чтобы быть прощенным Богом, надо самому научиться прощать. В Прощеное воскресенье на Божественной литургии в храмах звучат слова из Нагорной проповеди Христа: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".
ОБЩЕСТВОМасленица: от Страшного суда к великой радости, как прожить эти дни и что надо сделатьВот причина, по которой мы должны примиряться, не копить в себе обиды, не питать вражды! Никто из нас не безгрешен, мы все виноваты - перед ближними, перед дальними, перед Богом! Но если мы молим Господа: "...и прости нам долги наши!", то и сами должны научиться быть милосердными. Причем Господь говорит нам: "Мера того, насколько вы будете прощены, зависит от вас самих!" Только вдумайтесь в слова молитвы "Отче наш", где мы просим Бога: "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим". То есть Бог однозначно предупреждает: "Как ты прощаешь своего обидчика, своего недруга, своего должника, своего врага, так и сам будешь прощен!"
Кстати, верующие знают: часто на исповеди, рассказывая священнику о каких-то сложных ситуациях, когда нам причинили боль, обидели или оскорбили, мы слышим в ответ: "Примирился с обидчиком? Не держишь на него зла? Как это "не могу"? А как же ты тогда к Причастию пойдешь? На что рассчитываешь? Отпусти обиду от себя!"
Приступать к Таинству Причащения, если в тебе живет раздражение, если тебя гложет обида, мучает гнев, распирает злоба, то есть если ты во власти неприязненных злых чувств к другому, не просто нельзя - опасно!
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
Прощеное воскресенье - это день, когда всем нам дается возможность, не наступая на мозоли нашего самолюбия, не уязвляя свою гордость, не задевая наше чувство ложного достоинства, попросить прощения у тех, кого мы обидели - вольно ли, невольно ли. И самим великодушно простить тех, кто причинил нам зло. Мы всю Масленицу общались, ходили в гости и сами принимали гостей, Церковь дала нам возможность приблизить к себе другого человека, почувствовать его. По слову одного святого, мы "обновили в себе ощущение ближнего", и теперь, в Прощеное воскресенье, напоминая нам о необходимости повиниться и примириться с окружающими, Церковь деликатно, тактично, дает возможность это сделать. Искренно произнести: "Прости меня, пожалуйста!" И от всего сердца ответить: "Бог простит! И я прощаю!" Простить и вступить в Великий пост.
Надо только помнить, что прощение - не слова, не высланная открытка, а волевой акт работы сердца, души. Волевой, так как требует усилий, потому что настоящая обида ранит, и прощение не произойдет само собой, поэтому люди просят помощи у Господа в том, чтобы простить обидчика. Поэтому и установлен такой день - Прощеное воскресенье. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что Господь "ждет, что в этот святой вечер откроются наши сердца для искренней взаимной любви. Ждет, что, победив с помощью Божией в себе гордость, мы обретем в себе силу и с чистым сердцем и открытой душой подойдем к обиженному нами и скажем: "Прости меня Бога ради!" Вот на этом "Бога ради" стоит остановиться подробней - в такой просьбе между мною и другим человеком стоит Бог. А значит, произносить слова прощения (и прощать) надо искренно, фальшь здесь не просто неуместна, не просто не засчитывается, она с Прощеным воскресеньем не сочетается, она в этот день категорически запрещена.
Источник Можно ли в один день все всем простить и что делать, если не получается? Об этом рассказывает священник Константин Кобелев, настоятель храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме.
Прощеное воскресенье: Не заведи себе врага
Если вы чувствуете рост напряженности в отношениях с кем-либо, постарайтесь быть именно в эти моменты тише, смолчите, потерпите, если возможно, постарайтесь просто сделать паузу в общении.
Конфликтуя, не переходи на личности
Не осуждать человека - не значит безвольно позволять ему и дальше совершать неприглядные поступки. Неосуждение не имеет ничего общего с попустительством. Более того, в случае, если человек упорствует в своем грехе, с ним следует разорвать общение.
Прощеное воскресенье: Предай обидчика Богу
Наказание Господне - это не столько кара за грех, сколько вразумление человека, недаром само слово «наказание» происходит от слова «наказ». Видя, что мы сами бессильны вразумить обидчика, мы вполне можем просить Божьего вразумления для него (не боли и не муки просто в отместку!), а уж Господь управит Сам, как лучше, полезнее и доходчивее для человека.
Отойди с миром
Нет необходимости натужно «дружить» с тем, кто нас без конца обижает. Прости - и отойди. Самое лучшее, самое высшее на пути прощения - когда мы искренне хотим, чтобы Господь был милосерд к обидевшему нас. Поэтому в Прощеное воскресение и говорят: «Бог простит». Это значит, что в вечной жизни, в Царстве Небесном мы пожелали этому человеку быть прощеным Богом.
Если злость не проходит, забудь о своем враге
Умение прощать не дается просто так - его следует в себе развивать. Нужно понимать, что зло, сотворенное человеком, не отражает всей его сущности. И важнейшее из умений - навык видеть в каждом нечто доброе. Ведь именно так прощает нас Бог - видит в каждом за множеством грехов доброе начало.
Молись за врагов своих
Следующая стадия избавления от греха вражды - это молитва. Безусловно, она должна присутствовать и на всех предыдущих этапах. И на первой стадии мы молимся Богу, прося уберечь нас от зла. И во время конфликта хорошо бы не запальчиво отвечать собеседнику, а помолившись в сердце.
Тем не менее, на предыдущих стадиях молитва - это средство, на данном же этапе она становится целью. Именно молитва за человека - самое большое добро, самое главное проявление любви, которое мы можем сделать.
Ведь на самом деле всерьез, искренне простить не получается. Надо признать в себе это и перестать мучить и насиловать свою душу, требуя от нее непосильного.
А молитва за человека, в которой мы хотя бы через собственное «не хочу и не могу» желаем ему мира, нам по плечу.
Достаточно даже мысленно сказать - «Бог простит».
Уклонись от зла, сотвори благо
Делание добра врагу имеет огромный смысл как для нашей собственной души, так и для отношений с нашим обидчиком. Ведь такое наше поведение, возможно, послужит ему толчком для того, чтобы с нами помириться и нас простить. В конце концов, вражда - обоюдоострое оружие, и на другой ее стороне - такой же человек, такая же обида, которую так же надо исцелять.
Прощеное воскресенье: смысл прощения
Прощеное воскресенье это день проверки нашей духовной зрелости, день нашей строгой самопроверки: способны ли мы следовать за Христом, выполняя все Его повеления?
Многие из нас из собственного жизненного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощение у того, кого чем-либо обидел. Тут гордость наша мешает нам признать себя виновным.
Но прежде чем испрашивать прощение друг у друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что платили Ему черствой неблагодарностью и за Его голгофские страдания, и за Его крестную смерть, которые Он перенес ради искупления наших грехов. За то, что так мало у нас любви к Нему.
Прощеное воскресенье: история Церкви
В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории - изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая.
Юдоль плача и печали - земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лице снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному.
Плакал Адам по изгнании своем, седе “прямо рая”, плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.
Но мы - изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не Второй Адам - Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.
И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же, те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и животворящих ликующих слов: “Христос Воскресе!” и в них - изначальную близость Божественной любви к человеку. Но предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания.
Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния”.
Простите меня Бога ради!
Бог простит! И я прощаю!