1832 - 8 декабря (26 ноября по ст. ст.), в день Святого Георгия Победоносца, была открыта Императорская военная академия в присутствии императора Николая I, по чьему велению она и была создана. Академия предназначалась для "образования офицеров к службе Генерального штаба" и "вящего распространения военных познаний". Она сразу же заняла центральное место в системе военного образования России.
С 1855 года учебное заведение стало именоваться Николаевской академией Генерального штаба, обучение в которой в русской армии приравнивалось к особому отличию и считалось почетным. Просуществовала до августа 1918 года. Вновь открыта 1 ноября 1936 года в г. Москве. В 1941 - 1958 гг. и 1969 - 1991 гг. носила имя К.Е.Ворошилова. В настоящее время - Военная академия Генерального штаба.
1927 - Владимир Александрович Шаталов (1927), советский космонавт № 13, генерал-лейтенант авиации. Дважды Герой Советского Союза (1969 - дважды). Заслуженный мастер спорта СССР.
Владимир Шаталов родился в городе Петропавловске Акмолинской губернии (ныне Северо-Казахстанская область Республики Казахстан) в семье железнодорожника. Детские и школьные годы будущего космонавта прошли в Ленинграде. Во время учебы в школе Владимир Шаталов занимался в авиамодельном кружке ленинградского Дворца пионеров. Перед началом Великой Отечественной войны окончил шесть классов средней школы в Ленинграде. В июле-сентябре 1941 года участвовал в строительстве оборонительных укреплений в Гатчине под Ленинградом, затем был зачислен сыном полка, в котором военным связистом служил его отец. На фронте Владимир Шаталов пробыл полтора месяца, а затем отправился в родной Петропавловск, куда уехала в эвакуацию семья. В июне 1943 года он окончил восьмилетку в городе Петропавловске и поступил в Воронежскую спецшколу Военно воздушных сил (ВВС), которую окончил в 1945 году, получив среднее образование. На военной службе с 1945 года. Окончил Качинское военное авиационное училище летчиков в 1949 году, Военно-воздушную академию в 1956 году. В 1949-1956 годах Шаталов служил летчиком-инструктором в Качинском училище, затем с 1956 года по 1961 год - заместителем командира эскадрильи, командиром эскадрильи, заместителем командира авиационного полка. В 1961-1963 годах - старший инспектор летчик отдела боевой подготовки воздушной армии Одесского военного округа.
В 1963 году Владимир Шаталов был зачислен в отряд космонавтов. В качестве командира корабля совершил три космических полета. Первый полет был осуществлен 14-17 января 1969 года на космическом корабле "Союз 4", во время которого Шаталов участвовал в первой в мире стыковке (с кораблем "Союз 5") с переходом космонавтов с корабля на корабль через открытый космос; второй полет совершил 13-18 октября 1969 года на корабле "Союз 8"; 23-25 апреля 1971 года на корабле "Союз 10" осуществил третий полет, во время которого была выполнена первая в мире стыковка с орбитальной станцией ("Салют"). За три рейса в космос налетал 9 суток 21 час 57 минут 30 секунд. С 1971 года по 1987 год Владимир Шаталов служил помощником главнокомандующего ВВС по подготовке и обеспечению космических полетов (заместителем главкома ВВС по космосу).
В 1971-1991 годах был членом Государственной комиссии по пилотируемым космическим полетам.
С 1987 года по 1991 год - начальник Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.
В 1992 году Владимир Шаталов был уволен в запас в звании генерал-лейтенанта. В 1979 году в городе Петропавловске (Казахстан) установлен бронзовый бюст Владимира Шаталова.
8 декабря 1918 года в здании бывшего Охотничьего клуба графа Шереметьева состоялось официальное открытие Академии Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Ныне ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации».
8 декабря 1921 года родился Яков Пункин, борец классического стиля, заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион 1952 года в полулегком весе. В первые дни войны он попал в плен, провел 4 года в концлагере. А на Олимпиаде финские журналисты прозвали его "человеком без нервов".
8 декабря 1939 года на базе авиазавода № 1 им. Авиахима (ныне ПЦ имени Воронина) образовано ОКБ имени А.И. Микояна. Руководителем отдела был назначен Артем Микоян, его заместителем - Михаил Гуревич. Первые буквы их фамилий дали название самолетам «МиГ». В январе 1940 года началась постройка трех истребителей И-200 (с декабря - МиГ-1). Первый полет на И-200 совершил 05.04.1940 г. летчик-испытатель А.Н. Екатов. Всего за 60 лет в ОКБ МиГ разработано 442 проекта летательных аппаратов, в том числе первый отечественный сверхзвуковой истребитель МиГ-19, самый массовый истребитель МиГ-21, перехватчики МиГ-23, МиГ-25 и МиГ-31, истребитель МиГ-29. По проектам ОКБ построено более 60 тыс. самолетов. Свыше 10 тыс. машин эксплуатировались более чем в 50 странах мира. На самолетах ОКБ имени А.И. Микояна установлено 72 мировых рекорда.
8 декабря 1941 года немцы признали провал наступления на Москву - Гитлер издал директиву о переходе к обороне. После 7-дневных боев наши войска освободили Крюково. Совинформбюро пока не сообщало о наступлении советских войск под Москвой, начавшемся 5 декабря.
Факт: О нашем контрнаступлении под Москвой в 1941 (началось 5 декабря) Совинфорбюро сообщило только 13 декабря. О наступлении под Сталинградом в 1942 (началось 19 ноября) - 22 ноября. Оба наступления были сокрушительными.
8 декабря 1942 года в Сталинграде, ломая упорное сопротивление окруженной группировки противника, воины 62-й и 64-й армий продвинулись на 600-1000 метров.
8 декабря 1942 года под Сталинградом на ст. Чир 1-м танковым корпусом захвачена центральная база снабжения противника: 1208 автомашин, 1,6 млн авиабомб и снарядов, 300 железнодорожных вагонов, эшелон с сахаром, эшелон лошадей и амуниции и т.д.
8 декабря 1942 года под Сталинградом на ст. Чир 1-м танковым корпусом захвачена центральная база снабжения противника: 1208 автомашин, 1,6 млн авиабомб и снарядов, 300 железнодорожных вагонов, эшелон с сахаром, эшелон лошадей и амуниции и так далее.
8 декабря 1943 года в ночном бою с немецкими танками наводчик орудия гвардии сержант Александр Шаталкин подбил три «Тигра» подряд. В этом бою потерял ногу, в 19 лет став инвалидом - и Героем Советского Союза
8 декабря 1944 года 4 «яка» старшего лейтенанта Коновалова бесстрашно атаковали три десятки FW-190. Штурмовка ими наших войск была сорвана, гитлеровцы повернули назад, потеряв 5 машин, а четверка Коновалова вернулась без потерь. На войне он провел 100 боев, сбил 18 самолетов.
8 декабря 1986 года произведен первый взлет с суши самого большого в мире противолодочного самолета-амфибии А-40 «Альбатрос», разработанного главным конструктором Г.С. Панатовым в ОКБ Г.М. Бериева. Первый взлет с воды осуществлен 04.11.1987 года. На этом самолете установлено 148 мировых рекордов. Было построено 2 самолета.
Источник