17 мая 1942. 330 день Великой Отечественной. Наступление с барвенковского выступа было рискованным

May 17, 2022 21:27




80 лет. 17 мая 1942 года. 330-й день войны. Воскресенье
Юго-западный фронт (Тимошенко, Семён Константинович).
Северная ударная группа. Для отражения продолжавшегося натиска на 28-ю армию генерал Д. И. Рябышев вынужден был ввести в сражение основные силы 3-го гвардейского кавалерийского корпуса. Теперь северная группа израсходовала все свои резервы и 17 советских дивизий и 8 танковых бригад отражали атаки пяти пехотных и двух танковых дивизий противника.


Южная ударная группировка. На левом ударном крыле фронта войска 6-й армии в ночь на 17 мая восстановили на Берестовой разрушенные мосты. С утра 17 мая командующий ввёл 21-й и 23-й танковые корпуса в действие, стремясь развить удар на Харьков с юга. Ломая вражеское сопротивление, танкисты вклинились на 12-15 километров в оборону противника и перерезали в районе станции Власовка железную дорогу Харьков - Красноград. Благодаря их успехам войска 6-й армии продвинулись на 6-10 километров.

Армейская группа генерала Л. В. Бобкина в этот день вела тяжёлые затяжные бои за Красноград. Но она далеко оторвалась от тыловых баз и ощущала острый недостаток в боеприпасах.

Южный фронт (Р. Я. Малиновский) 9-я армия (Ф. М. Харитонов).
На рассвете этого дня началась артиллерийская и авиационная подготовка в полосе обороны 9-й армии. Она длилась полтора-два часа. После этого пехота и танки противника ринулись в атаку при поддержке 400 самолётов на двух направлениях: из района Андреевки на Барвенково и со стороны Славянска на Долгенькую. Обходя опорные пункты и заграждения, вражеские подвижные группы устремились на фланги и тылы частей и соединений 9-й армии. К 8 часам утра её оборона на обоих направлениях была прорвана: на барвенковском на глубину 6-10 километров, на славянском - на 4-6 километров. Непрекращавшиеся в течение дня налеты авиации серьёзно нарушили управление войсками. Вражеские войска уже к полудню продвинулись вглубь нашей обороны на изюмском и барвенковском направлениях на 20 километров, проникнув на южную окраину Барвенкова и в район Голой Долины. В этих условиях части и соединения 9-й армии вынуждены были вести бои изолированно, без взаимодействия между собой и с резервами армии и фронта.

К 17 часам противник, смяв подразделения 1118-го полка 333-й стрелковой дивизии и 34-й кавалерийской дивизии, захватил Барвенково, за исключением северо-западной части города, находящейся на противоположном берегу реки Сухой Торец. Встретив здесь отпор частей 341-й дивизии, гитлеровцы стали продвигаться на восток вдоль реки. 34-я кавдивизия полковника Алексея Николаевича Инаури начала отход к северу и к исходу дня вместе с подразделениями 106-й дивизии заняла оборону по рубежу Ильичовка, Краснозоревка, Григоровка, преградив немецким войскам путь на Изюм.

На левом фланге 9-й армии танковые части врага к 14 часам вышли в район Долгенькая, Голая Долина. Группы немецких танков и пехоты, посаженной на броню и автомашины, стали распространяться в западном и восточном направлениях, охватывая части 5-го кавкорпуса генерал-майора И. А. Плиева в районе Ильичовка, Курулька, Дубровка. Они стремились выйти к переправам через Северский Донец у Богородичного и Банновского, но эти намерения гитлеровцам не удались.

Командование Южного фронта, потеряв связь с подчинёнными войсками, более или менее разобралось в обстановке и сообщило о ней главкому только к исходу дня. К этому времени своим танковым кулаком Клейст не только завершил прорыв нашей тактической обороны, но и добился успехов оперативного значения. На стыке двух армий Южного фронта между Новопригожим и Барвенково образовался второй разрыв шириной 20 километров.

Сразу же после получения тревожных сообщений маршал С. К. Тимошенко известил о сложившейся обстановке Ставку Верховного Главнокомандования и просил основательно укрепить Южный фронт резервами. С. К. Тимошенко приказал перебросить из полосы 6-й армии генерала А. М. Городнянского дополнительно ещё и 21-й танковый корпус, а вслед за ним 248-ю стрелковую дивизию. При этом он подтвердил свой первоначальный приказ войскам Юго-Западного фронта о продолжении на следующий день наступления на Харьков. [5] (стр. 111)

Крымский фронт (Козлов Дмитрий Тимофеевич).
Командный пункт фронта перемещён на Таманский полуостров в пос. Кордон Ильича.

Гальдер Франц.
На Керченском полуострове остатки противника продолжают оказывать ожесточённое сопротивление северо-восточнее Керчи. Наступление группы Клейста (операция «Фридерикус») началось успешно. Противник в ходе наступления южнее Харькова занял лишь незначительную территорию. Можно считать, что кризис хотя и не окончательно, но уже почти миновал. Восточнее Харькова отражено крупное наступление противника с участием большого количества новых танков. Несмотря на это, нашим войскам удалось продвинуться на север в районе Терновой. На стыке между 2-й и 3-й танковыми армиями передвижение, перегруппировка и развёртывание противника, по всей вероятности, ещё не закончены. Следует ожидать нового наступления противника. На остальном фронте существенных изменений в обстановке не произошло.

Совинформбюро.
УСПЕШНОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НАШИХ ВОЙСК НА ХАРЬКОВСКОМ НАПРАВЛЕНИИ.
12 мая наши войска, перейдя в наступление на Харьковском направлении, прорвали оборону немецких войск и, отразив контратаки крупных танковых соединений и мотопехоты, продвигаются на Запад. За время с 12 по 16 мая наши части продвинулись на глубину 20-60 километров и освободили свыше 300 населённых пунктов… Наступление продолжается. На Керченском полуострове в районе города Керчь наши войска вели напряжённые бои. На других участках фронта чего-либо существенного не произошло.


По теме из статьи:
Харьковское сражение.

Май 1942 года. Барвенковский «котёл»Вторая попытка освобождения Харькова была предпринята в мае 1942 года. В результате Барвенковско-Лозавской операции советскому командованию в январе 1942 года освободить Харьков не удалось, но южнее Харькова, на западном берегу реки Северский Донец, был создан барвенковский выступ глубиной 90 км и шириной 100 км. Выступ глубоко вклинивался в немецкую оборону, но у его основания в районе Изюма было узкое горло, с севера немцы нависали из Балаклеи и с юга из Славянска. С началом весенней распутицы в марте активные боевые действия с двух сторон были приостановлены и противостоящие стороны начали готовиться к весенне-летним операциям.
Планы советского и немецкого командования

Советская Ставка ВГК исходила из того, что немцы будут наступать на Москву, а Гитлер готовил операцию «Блау», предполагающую наступление на юге советско-германского фронта с целью прорыва к нефтяным месторождениям на Кавказе.

Советское командование на совещании в Кремле в конце марта рассмотрело предложения командующего Юго-Западным направлением Тимошенко и утвердило план кампании на весну-лето 1942 года. С целью обезопасить Москву от наступления немцев с юга было решено провести наступление с барвенковсого выступа и освободить Харьков, уничтожить окружённые немецкие войска в этом районе, произвести перегруппировку сил и наступая с северо-востока захватить Днепропетровск и Синельниково. Юго-Западный фронт должен был с помощью сходящихся ударов с севера и юга от Харькова освободить город.

Южный фронт под командованием Малиновского наступать не должен был, ему была поставлена задача укрепиться на занимаемых рубежах и своим правым крылом обеспечивать наступление войск Юго-Западного фронта на харьковском направлении. Возможность немецкого наступления на барвенковский выступ советское командование не предусматривало.

Севернее Харькова удар наносили три армии: 38-я, 28-я и 21-я. Главная роль отводилась 28-й армии под командованием Рябышева. Она во взаимодействии с 6-й и 38-й армиями должна была также окружить и разгромить силы 51-го немецкого армейского корпуса в районе Чугуева юго-восточнее Харькова.

С барвенковского выступа южнее Харькова удар наносили 6-я, 9-я и 57-я армии и армейская группа генерала Бобкина с целью охвата Харькова с юго-запада и окружения 6-й немецкой армии совместно с наступавшей с севера 28-й армией. Главная роль отводилась 6-й армии и группе Бобкина, которые должна были наступать в направлении Мерефа - Харьков, перерезать немецкие коммуникации западнее Харькова и, осуществив прорыв на запад, взять город Красноград.

По замыслу операции советские войска силами 38-й и 6-й армий должны были взять немецкие войска в «котел» в районе Чугуева, а второй «котел» силами 28-й, 6-й армий и войсковой группы Бобкина в районе Харькова. Группа Бобкина наносила удар на запад в глубину, обеспечивая внешний фронт окружения и создавая плацдарм для наступления на Днепр.

Наступление с барвенковского выступа было рискованным, поскольку немцы легко могли организовать «котел» советским войскам, перерезав «узкое горло» в районе Изюма, что впоследствии и произошло.

Немецкое командование группы армий «Юг» в обеспечение операции «Блау» в начале весенне-летней кампании ставило задачу своим войскам ликвидировать барвенковский выступ в узком горле двумя сходящимся ударами из Славянска и Балаклеи (операция «Фредерикус»). Из района Славянска должны были наступать части 1-й танковой армии Клейста и 17-й армии Гота. Войска для этой операции начали сосредотачиваться еще зимой, немецкое командование стянуло сюда 640-тысячную группировку.

Благодаря авиационной и агентурной разведке немцы знали о приготовлениях Тимошенко к наступлению, а советское командование не смогло зафиксировать концентрацию немецких войск на этом направлении

В результате в марте-апреле 1942 года в районе Харькова шла настоящая гонка по подготовке направленных друг против друга наступательных операций и вопрос стоял, кто первым начнет и сможет ли переиграть противника.

image Click to view


Алексей Исаев о Харьковской катастрофе

image Click to view


Степан Щипачев. Павшим. Читает Павел Беседин

image Click to view



Владимир Высоцкий Украина раз в 100 лет одно и тоже
Пожары!

менеджмент военных операций, Высоцкий, планы людоедов, спецслужбы, Алексей Исаев, поэзия, Великая Отечественная война, 1942, планы РККА, классика, Хроника Великой Отечественной войны

Previous post Next post
Up