31 января 1942. 224 день Великой Отечественной. Лобовое прогрызание подготовленной обороны. Потери

Jan 31, 2022 22:45




80 лет. 31 января 1942 года. Суббота. 224-й день войны
                Калининский фронт (Конев, Иван Степанович).
                  3-я Ударная армия (60-я армия) (Пуркаев Максим Алексеевич)
                 “27 января немцы обошли город с севера и отбили его западную часть. Дальнейшее их продвижение удалось остановить только 31 января в 10-15 км юго-западнее Холма с помощью подошедшей из второго эшелона 45-й стрелковой бригады. К этому времени дивизия Макарьева из-за понесённых потерь была не в состоянии вести активные боевые действия: в полках оставалось по 200-300 человек.» (стр.55)


Западный фронт (Жуков, Георгий Константинович).
                 33-я армия (Ефремов, Михаил Григорьевич).
«Генерал Ефремов, опытнейший и образованный военачальник, не умевший, правда, „бить в морду командиров соединений“ и бывший в этом смысле „белой вороной“ в Красной Армии, находился 31 января в районе Износок, где пытался организовать фланговое обеспечение прорыва. Однако Жукова подобные мелочи не интересовали, он гнал войска вперёд безо всяких изысков.

Полученная командармом телеграмма командующего фронтом была похожа на выговор: „Ваша задача под Вязьмой, а не в районе Износки. Оставьте Кондратьева в Износках. Самому выехать сейчас же вперёд“. (Тридцать лет спустя маршал Жуков напишет: „Генерал-лейтенант Михаил Григорьевич Ефремов решил сам встать во главе ударной группы армии и стремительно двигаться с ними на Вязьму“.)» (стр.91)

«49-я армия генерал-лейтенанта Н.Г. Захаркина в составе 5-й гвардейской, 60, 133, 173, 194, 238-й стрелковых дивизий, 19, 26, 30, 34-й стрелковых, 18-й и 23-й танковых бригад вела наступление в сужающемся конусе в общем направлении на Кондрово, Юхнов. Здесь все свелось к лобовому прогрызанию подготовленной обороны. В итоге с 8 по 31 января армия Захаркина продвинулась до Варшавского шоссе северо-восточнее Юхнова на 55-60 км и вынуждена была остановиться.

50-я армия генерал-лейтенанта И. В. Болдина (154, 217, 258, 290, 340, 413-я стрелковые, 31-я кавалерийская дивизии, 112-я и 32-я танковые бригады) наносила удар на Юхнов с юго-востока. Наступление развивалось медленно, лишь правый фланг армии успешно продвигался вперёд вдоль южного берега Угры и одновременно с войсками 49-й армии медленно приближался к Юхнову.»  (стр.75)

Завершилась Барвенково-Лозовская операция.
                 Советским войскам не удалось выполнить поставленных перед ними задач. В ходе наступления на 100-км фронте они продвинулись на западном и юго-западном направлениях на 90-100 км и закрепились между Балаклеей, Лозовой, Славянском.

Гальдер Франц (нач. Ген. шт. Сух. войск Германии):
                 «В связи с обильными снегопадами особых изменений в обстановке не отмечено. Сосредоточение сил для контрудара на южном участке фронта продолжается. На центральном участке фронта по-прежнему отмечается напряжённое положение в 4-й армии. На автостраде у Юхнова - серьёзные бои. Через брешь между 4-й танковой и 4-й армиями противник продолжает вводить силы в западном направлении. Наши попытки закрыть брешь перенесены на 3.2. При этом с севера должны быть переброшены дополнительные силы, в том числе 10-я танковая дивизия. Противник продолжает высаживать воздушные десанты (западнее Вязьмы). Шоссе и железная дорога Смоленск-Вязьма всё ещё не очищены от противника. Положение войск 4-й армии очень серьёзное! Отмечаются трудности со снабжением. 4-я ударная армия противника продвигается вперёд медленными темпами. На севере, в районе Волхова, обстановка ещё более обострилась. Наши контратаки будут продолжены завтра…»



               Прав наш великий русский историк Василий Осипович Ключевский, понимая алгоритм действия русской государственной машины:


                 Наша государственная машина приспособлена к обороне, а не к нападению. Она дает нам столько же устойчивости, сколько отнимает подвижности. Когда мы пассивно отбиваемся, мы сильнее себя, ибо к нашим оборонительным силам присоединяется еще наше неумение скоро понять свое бессилие, т. е. наша храбрость {Над строкой: стойкость.} увеличивается тем, что, испугавшись, мы не скоро собираемся бежать. Напротив, нападая, мы действуем только 10% своих сил, остальное тратится на то, чтобы привести в движение эти 10%. Мы точно тяжеловооруженный рыцарь средних веков. Нас победит не тот, кто рыцарски правильно атакует нас с фронта, а кто из-под брюха лошади схватит нас за ногу и перекувырнет: как таракан, опрокинувшийся на спину, мы, не теряя штатного количества наших сил, будем бессильно шевелить ногами, ища точки опоры. Сила есть акт, а не потенция; не соединенная с дисциплиной, она сама себя убивает. Мы низшие организмы в международной зоологии: продолжаем двигаться и после того, как потеряем голову.

менеджмент военных операций, Великая Отечественная война, 1942, Хроника Великой Отечественной войны

Previous post Next post
Up