18 января 1825 года в Москве торжественно открылось новое здание Большого театра. В 1808 году (теперь на Арбатской площади), российский архитектор итальянского происхождения Карл Росси (автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях) воздвиг здание Большого театра (третье по счету, два предыдущих были уничтожены пожарами). Но пожар при нашествии Наполеона погубил и это строение.
Следующая попытка была предпринята в 1818 году, когда Петербургской Академией наук был объявлен конкурс проектов московского театра. Лучшая работа принадлежала Алексею Михайлову - ректору Академии. Российский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Осип Бове доработал проект, и новое строительство началось в 1821 году.
Театр опять вернулся на Петровку. Грандиозность постройки потрясла москвичей (роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнена только с работой Росси в Санкт-Петербурге). Открытие театра состоялось 18.01.1825 под бурные овации в адрес гения архитектуры Бове. Звучало «Торжество муз» Алябьева и Верстовского. Вновь огонь сыграл злую шутку в 1853 году, но здание пострадало частично. Снова Большой театр открылся в 1856 году и сохранил внешний вид до нынешнего времени.
18 января 1871 года в провозглашенной Германской империи Отто Бисмарк получил высший государственный пост имперского канцлера.
Провозглашенная 18 января 1871 Германская империя является федерацией из 25 государств.
Отто Бисмарк получает высший государственный пост имперского канцлера, а в соответствии с Конституцией 1871 года практически неограниченную власть. Он проводит весьма прагматичную политику, главная цель которой - сплочение рыхлой империи.
Война между Германией и Россией - величайшая глупость. Именно поэтому она обязательно случится…
(с)
Бисмарк о России 18 января 1882 года в в лондонском районе Килберн, в Великобритании родился английский писатель Алан Александр Милн, автор повестей о «медведе с опилками в голове» - Винни-Пухе. С детства мечтал стать писателем.
Учился в частной школе, владельцем которой был его отец, в этой школе преподавал Герберт Уэллс.
Окончил Тринити-колледж Кембриджа.
Принимал участие в Первой мировой войне.
Много лет был сотрудником английского юмористического журнала «Панч».
Сочинять истории о Винни-Пухе Милн начал для своего сына Кристофера Робина Милна (1920-1996). До выхода в свет книг о Винни-Пухе Милн уже был довольно известным драматургом, однако успех Винни-Пуха приобрёл такие масштабы, что другие произведения Милна сейчас практически неизвестны.
Алан Милн скончался 31 декабря 1956 в Хартфилде (Суссекс, Великобритания).
18 января 1894 года (6 января по ст. ст.) в Вышенской пустыни Тамбовской епархии, в праздник Крещения Господня, скончался Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров) - епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник. Прославлен в лике святителей.
Родился 23 января (10 января по ст.ст.) 1815 г. в селе Чернавское, Елецкого уезда, Орловской губернии в семье священнослужителя.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был причислен к лику святых. Неофициально (но широко) известно мнение, что Феофан Затворник является покровителем и заступником Рунета.
"В каждом человеке есть дух - высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества" (св. Феофан Затворник).
18 января 1926 года в Москве, в 1-м Госкинотеатре (ныне - к/т «Художественный») состоялась премьера немого исторического фильма «Броненосец "Потёмкин"», снятого режиссёром Сергеем Эйзенштейном на первой кинофабрике «Госкино» в 1925 году.
Click to view
Броненосец Потёмкин (1925) Премьера показала, что этот фильм - это нечто большее, чем наглядное пособие к лекциям попартии. За первые 3 недели проката только в Москве картину посмотрели 300 тысяч человек. Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.
«Броненосец «Потёмкин» - исторический художественный фильм, снятый на первой кинофабрике «Госкино» в 1925 году. Произведение режиссёра Сергея Эйзенштейна неоднократно и в разные годы признавалось лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.
Однако «Потёмкин» далёк от исторической истины. Фактически это шедевр пропаганды.
Восстание на корабле происходило с 14 (27) июня по 25 июня (8 июля) 1905 года.
Новейший броненосец, который ввели в строй в мае 1905 года, 11 дней наводил ужас на приморские города. За его беспорядочными метаниями следил Петербург и вся Европа.
Наблюдая за бесплодными попытками флота найти и обезвредить мятежный броненосец, русский царь Николай II написал в своём дневнике от 23 июня (6 июля):
«Дай бы Бог, чтобы эта тяжёлая и срамная история скорее кончилась».
В итоге «Князь Потёмкин-Таврический», мятеж которого не был поддержан остальным Черноморским флотом, сдался румынам в Констанце.
Команда сошла на берег. Броненосец вернули России. И переименовали в «Пантелеймон».
Фильм «Потёмкин», который вышел в 1925 году, не соответствовал исторической действительности. Но, как фильм-агитация, - это великое произведение.
Во-первых, большевики не имели никакого отношения к организации мятежа. Севастопольская революционная организация (Севастопольская централка) была организацией социал-демократов, а не только большевиков. Эта организация не ожидала восстания на «Потёмкине», команда корабля считалась «отсталой» в революционном отношении.
Лидерами бунтовщиков были унтер-офицер Григорий Вакуленчук и матрос Афанасий Матюшенко. Вакуленчук принадлежал к революционерам, но был ли членом РСДРП - вопрос. Матюшенко скорее неформальный лидер, уголовный, а не политический. Вокруг него группировались представители «дна».
Позже в эмиграции он называл себя анархистом. Встречался в Швейцарии с Лениным, но всё закончилось скандалом и дракой. Похожие типажи после Февральской революции 1917 года убивали офицеров на Черноморском флоте и на Балтике.
Сторонники Вакуленчука изначально планировали ждать всеобщего восстания. Но вверх взяла линия Матюшенко - немедленный бунт и поддержка волнений в Одессе. Возможно, что Матюшенко имел связи в «одесской партии», которая стояла за беспорядками в городе. Вакуленчук во время бунта погиб. И мятеж возглавил Матюшенко.
Эйзенштейн полностью выдумал самые мощные психологические сцены в фильме: расстрел зачинщиков мятежа, накрытых брезентом, как саваном.
На самом деле брезент обычно использовали во время обедов на верхней палубе во время жаркой погоды (чтобы случайно не заляпать палубу).
Бессудных расстрелов на русском флоте не было. И приговорённых ничем не драпировали.
Ещё одна красивая, мощная и жестокая, но фантазия (фейк) - расстрел на Потёмкинской лестнице.
А красный флаг на мятежном броненосце - не символ большевиков, а по международному своду сигналов - готовность к бою.
Поэтому фильм этот слишком уж был далёк от исторической правды.
Зато как образец агитации - это, безусловно, чисто авторский шедевр мирового кинематографа.
Подробнее:
Лживый «Потёмкин»