Немецкое кладбище в Баскунчаке

Sep 26, 2011 11:33

Оригинал взят у zizis в Город мертвых.



Эта часть родилась экспромтом. У нас появилось свободное время рано утром, пока мы ждали одобрения на посещение карьера гипсодобычи Knauf. А куда можно пойти рано утром в приграничном городке? Конечно на кладбище. Да не просто кладбище, а казахское.
Дальше будет много могил и небольшой рассказ про немцев. Где логика? Читайте.

02.


Как это ни странно, встречают нас христианские католические кресты. Это захоронение примерно 150-ти военнопленных немцев, погибших в трудовом лагере. Бараки стояли неподалеку, сейчас от них уже ничего не осталось.

03.


Сооружение монумента заслуга бывшего военнопленного этого лагеря Михаэля Райххольда. В конце 90-х он побывал в этих местах в числе немецкой делегации и показал место, а небольшой комплекс был сооружен при помощи администрации «Кнауф Гипс Баскунчак».

04.


Военнопленные содержались в очень сложных условиях, не было дров, еды, табака. Впрочем, и местное население не шиковало, даже сейчас там трудно живется, а после войны не было ни скотины, ни хлеба. Можно вспомнить и то, в каких условиях рядом в то же время строился Знаменск.

05.


Мы уже перешли на мусульманское кладбище, но я расскажу еще немного про пленных немцев.
Основной род деятельности военнопленных этого лагеря состоял в добыче соли и сохранении железнодорожных путей в рабочем состоянии. Часть военнопленных трудилась на восстановлении судов в Ахтубинске (тогда Владимировке).

06.


Из-за страшных условий содержания в 1944-45 гг. немцы страдали от холода, дизентерии, дистрофии. Соответственно, и производительность труда была отрицательной. Первоначально доход от выработки был в три раза ниже расходов на содержание лагеря. Позже это соотношение было 2 к 1.

07.


Вот небольшая выдержка из доклада лагерного начальства в 1945 году: «Военнопленные, несмотря на контроль, пили мыльный раствор, концентрированный раствор соли, умышленно голодали и пр., стремились довести себя до дистрофии, надеясь на отправку на родину».

08.


Уже в конце 1945 года была налажена поставка дров и угля, мяса, рыбы. Появилась теплая одежда и постельные принадлежности. В рационе появились овощи.

09.


В общей сложности, по данным на 1953 год, в Астраханской области захоронено 5035 пленных, в том числе 3088 немцев, 560 венгров, 1171 румын, 137 австрийцев, 2 русских, 5 французов, 31 словак, 4 хорвата, 4 итальянца, 3 молдаванина, 25 поляков, цыган, русин, бельгиец, болгарин и еврей.

10.


В феврале этого года в «Ахтубинской правде» была опубликована одна интересная статья, основанная на книге воспоминаний Рейххольда. Забавная статейка, например оккупация немцами и наступление на Сталинград названо «первым приездом», а по воспоминаниям немецкого солдата, у него в плену было двое часов, которые он долго прятал, но в конце концов одни подарил казаху, а вторые, женские (!), поварихе.

Не хочу никого судить, война страшная вещь, но условия содержания военнопленных немногим отличалось от условия жизни многих советских граждан, достаточно вспомнить послевоенное состояние Сталинграда… Рекомендую почитать очень интересную с исторической точки зрения книгу Олега Васильевича Шеина «На астраханском направлении«.

11.


Ну ладно, перейдем, все же к мусульманскому казахскому кладбищу. Тут повторяется та же картина, которую мы наблюдали на кладбище в Казани (я еще не публиковал этот пост). Мусульманские традиции смешались с советскими и национальными. Есть такие памятники советского типа…

12.


…или такие, почти как на традиционных русских кладбищах.

13.


Встречаются и более массивные экземпляры. На верхних фотографиях можно было видеть «склепы» из кирпича и пескоблоков, с шатровыми куполами. Стандартный памятник со звездой может стоять с точно таким же с полумесяцем.

14.


Но нас, конечно же, интересуют именно казахские захоронения, такие, какими они были испокон веков.

15.


Казахи кочующий народ, поэтому понятия кладбища долгое время просто не существовало, людей хоронили в степи, засыпая землей и камнями, огораживая и ставя памятный камень. Собственно, после этого всякий уход за могилой прекращался, она была предоставлена сама себе.

16.


Позже в местах постоянных стоянок появились родовые кладбища, но из-за ограничения времени захоронения (умерший должен быть погребен в день смерти) в основном умерших хоронили по прежнему в степи. Не смотря на внешнее безразличие к могилам, потомки часто приходили к местам захоронения предков за советом или просто почтить память.

17.


Как и в русских деревнях, похороны и поминки у казахов является общественным событием, приглашаются почетные гости, накрывается стол, произносятся совместные молитвы и проводится прощание с покойным.

18.


Следующие и последние поминки усопшего были через год после смерти. Если покойный был из богатого знатного рода, то устраивался праздник со скачками на лошадях, стрельбой из лука и различными конкурсами.

19.


Праздненство продолжалось пять дней, в завершающий день ломался траурный флаг, убиралось траурное убранство юрты, заканчивался траур у вдовы, она могла выйти за муж за кого-то из родни бывшего мужа.
Более подробно про традиции можно почитать у macos‘a.

20.


Что меня поразило, современные казахи даже сейчас находят в голой степи захоронения своих предков, казалось бы навсегда утерянные.

21.


Сейчас похороны происходят менее грандиозно, но люди все равно приезжают каждый вторник к могилам за советом, благословением, защитой и просто проведать предков.

UPD. В комментариях к этой статье оставил свое мнение Алексей Петрович Никитин, живший в Нижнем Баскунчаке в послевоенные годы. Привожу его полностью.

"Я, родившийся и выросший на Нижнем (Баскунчаке), Никитин Алексей, своими глазами видел, как немецкие офицеры почти свободно (в сопровождении конвоира, но не в строю, а свободно перемещающейся группой, без каких-либо конвойных строгостей -- не осталось даже в памяти, чтобы конвоир был с винтовкой) разгуливали по посёлку. Вот так, в прогулочном стиле, они подошли к турнику (перекладине) на площади перед клубной оградой, и продемонстрировали все основные элементы гимнастики на этом снаряде (переворот в упор,"скобка", крутили "солнце").
Это свидетельство степени их "измождённости" и "невыносимых" условий жизни в плену на Нижнем.
И рядовые, работавшие на строительстве (как мы тогла думали, гаража) на этой же площадке, где стоял турник (только ближе к проходившей тогда ж/д линии в мехмастерские), измождёнными не выглядели. Не видели мы измождённых и среди тех их, которых большой колонной регулярно проводили через весь посёлок в баню и обратно.
При всех тогдашних наших невзгодах хлеб в местной пекарне выпекался ежедневно в необходимом по карточкам количестве. Так что и строчка про отсутствие на посёлке хлеба тоже не соответствует действительности. Что положено было на карточку, каждый мог получать ежедневно.
А вот супы в столовой, как осталось у меня а памяти, были действительно мало съедобными. Да и пресная соевая (ленд-лиз) каша без каких-либо, кроме соли, естественно, приправ в горло не лезла.
Немецкое кладбище в посёлке с его огромным железным крестом, да ещё и надписью на постаменте о "жертвах" -- символ беспринципности и даже в некоторой степени безмозглости (в демонстрации безграничной толерантности) тогдашней (в период его возведения) власти в посёлке.
Паскуден пиар этого кладбища."

Вот тут вы можете почитать небольшую статью Алексея Петровича о послевоенной жизни. А я надеюсь встретиться с ним лично и сделать небольшую статью о Баскунчаке и окрестностях.

Все отчеты из поездки по Астраханской области тут.

Оригинал статьи размещен на моем сайте Tadahii zizis'.

Previous post Next post
Up