ВОСПОМИНАНИЯ
о.Валентин Соломаха - письмо N.
от 20 августа 1991 г. (первое)
"Дорогая во Христе … рад был так скоро получить от Вас письмо.
Конечно, и сейчас у Вас не все благополучно складывается, и впоследствии будут само собою предполагаемые сложности. Церковной жизни Вы коснулись только слегка, а сути и ритма монастырской жизни Вы не знаете совсем.
И необходимо сразу заметить, что в монастыре, при чем, любом монастыре - это уже многовековая традиция, определяющая суть монашеского подвизания, не любят когда от предложенного послушания отказываюся.
В Сергиевом Посаде вся жизнь определяется монастырем, и потому, монашеская аскеза определяет каждому делать то, чего совсем не хочется, а то и кажется унизительным, абсурдным, как например, в одном патерике описываемое послушание сажать репу ботвою вниз - и все это не ради привередливости, но ради одной благой цели - научить отказываться от своего "ячества”, ибо наша самость, а вместе с ней и наша гордыня стоит стеной между нами и Богом, мешая нам стать ближе к Богу, и после блаженого и горячего неофитсва, вовсе нас вводя в состояние окамененного нечуствия без понимания нами самими очевидных на то причин.
Эгоцентричное сердце, в своей самонадеянности и в своем саможалении само отказывается от Бога, и потому премудрость Божия и Его дарования уже не могут войти в нашу душу, дабы нам еще больше не повредить. Тем более монастырю, при его братстве и сестричестве, чуждо и отчуждение от ближних своих.
Поэтому монашеская школа имеет характер жестокого прижигания для нашего эгоизма, и здесь источник для обид - того, что нам кажется унизительным, грубым, не христианским по отношению к нам самим, мажет долгое время казаться неиссякаемым. Главное, сейчас, помнить слова книги Иисуса, сына Сиоахова: «Сын мой, ты желаешь служить Господу - приготовь сердце твое к искушениям». Найти Вам нужно и духовника, который при его хорошем знании монастырской жизни, мог бы Вам подсказывать, как нужно себя в конкретных ситуациях вести. Сейчас Вы подобны родившемуся теленку, которого выпустили на свет Божий, и который тычется всюду мордочкой, не зная, куда ему приткнуться. Как не пародийно для светского сознания, но для монастырской жизни самыми частыми словами, общеупотребительными являются всего два слова - «простите» и «благословите». Самое легкое, что может в Вас вызвать навое житие - это отторжение, досаду, негодование в угоду своей же самолюбивой жажде справедливости или примирение без внутреннего сердечного согласия. Труднее понять, что этим путем, проверенным, вымученным и выстраданным, шли ко спасению сонмы святых.
И потому важно принять его, со всеми его cкорбями, не унывая и не слушая шопота, наговаривающего Вам бросить все и уехать. Путь Вами выбранный - раз в десять более трудный, нежеле который Вы вели в полупраздном и либеральном Петербурге. Я знаю, причины вашего отъезда в Сергиев Порад, Вы себя вовсе не готовите к монашеству, и это хорошо, каждый должен идти своим путем.
Однако должно уяснить, что образ жизни там и для монахов, и для учащихся, и для труждающихся в монастыре - один и тот же.
Извините меня за приторно-учительную манеру.
(иером. Валентин 20 августа [1991 г.])"
https://kalakazo-archiv.livejournal.com/6857.html