Досужее : выразительное лицо шамана Федора и печальная судьба шамана Николая...

Apr 12, 2015 13:24

Оригинал взят у philologist в Лики сибирских шаманов
Оригинал взят у fogelman в Сибирские шаманы

Подборка фото шаманов разных традиций, распространенных в Сибири, и немного о том, как шаманизм представлен в современном искусстве

Автор блога fogelman.ru собрал эти фото, снабдив их краткими сведениями о том, кто и когда был на них изображен.



Великий эвенкийский шаман Федор Полигус. Фото 1901 года.

Шамани́зм (также шама́нство) - ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов.

Основой поста послужил альбом «Сибирские шаманы».
[Spoiler (click to open)]
Сибирские шаманы. Фото и картины на тему:

Валентин Владимирович Хагдаев (род. 27 марта 1959 г.) - легендарная личность, верховный шаман Ольхона.

Публикации: Шаманизм и мировые религии: монография. - Иркутск, 1998





Тувинский шаман Николай Ооржак:



Николай Ооржак. Горловое пение - подборка разного видео.

Программа семинара по горловому пению (сохраню себе на память. Только из описания семинара уже можно составить представление о возможностях горлового пения):

- Стили исполнения горлового пения. Их особенности и различия. Техники гимнастики расслабления со звуком.
- Стиль Хоомей (реветь мотив, настроение).
- Кыргыраа (хрипение, бурление) - мощь гор и степей.
- Сыгыт (свист) - трели птиц Поднебесья.
- Погружение в состояние медитации, используя звук горлового пения.
- Возможные методы управления состоянием сознания звуком Хоомей.
- Использование обертонного пения в целительстве и самоисцелении

Шаманка Башиила, Бурятия (п. Усть-Ордынский):

Сильная белая шаманка - кузнец счастья живет в Усть-Орде, на земле своих предков.
Башиила уже 30 лет принимает людей. Свое предназначение Башиила видит в формуле: увидеть, исцелить и проповедовать. Родилась эта формулировка в итоге тяжелой шаманской практики и богатого жизненного опыта.
До сих пор Башиила учится, хотя имеет уже несколько образований: художник, медик, педагог. Она окончила сначала Иркутское художественное училище, медучилище в Бурятии, защитила диплом на бурятском отделении в БГУ. Доказав себе самой, что является буряткой, чтобы глубже понять свой народ и его традиции. Затем прошла учебу в Академии нетрадиционной медицины в Агинске, недавно защитила диссертацию на тему «Трансформация архетипа «Великой Матери» в бурятской драматургии 2-й половины ХХ века» на факультете русской филологии БГУ.



За информацию и фотографии спасибо Надежде.

Шаман, Бурятия. Обряд (тайлган) открытие небесных врат:



Обряды открытия и закрытия небесных врат - два самых крупных события, имеющих большое значение в шаманизме. При этом обряд открытия проводится весной, когда появляется первая трава, а обряд закрытия - осенью, до того, как выпадет первый снег.

Весной просыпается природа, и просыпаются божества, в честь этого и проводится обряд открытия небесных врат. С него начинается проведение всех годовых обрядов. После открытия врат можно проводить родовые обряды, поклоняться духам предков, угощать их и просить счастья, благополучия, здоровья, просить мира для себя, своей семьи и всех людей.

Об обряде, прошедшем в 2013 году - читать!
Об обряде, прошедшем в 2014 году - читать!

Шаман (рисунок). Автор не нагуглился:



Якутский шаман (я эту картину, кстати, видела в музее в Якутии. Впечатляет!):
Художник Иван Васильевич Попов, 1926 г.



Иван Васильевич Попов (1874-1945) - первый народный и профессиональный художник Якутии, этнограф. Родился в селе Ытык-Кюёль Таттинского улуса Якутии в семье русского сельского священника миссионера. Конечно же, с малолетства был глубоко верующим человеком. Так как он рос среди якутов, то и якутский язык стал ему родным. Изучая в полноте описанные биографию художника и воспоминания его родных, можно обнаружить по крупицам не только весьма интересные и удивительные факты из его жизни, но даже и мистическую составляющую. Собранное все воедино, впечатляет.
Удивительные эпизоды жизни художника И.В.Попова

Фото со съемки фильма «Монгол»:



Ойуун (в переводе с якутского «шаман»):



Эвенкийский шаман:
(фото из коллекции Красноярского краеведческого музея)



Я не знаю [пока] почему, но это фото в интернете используется в качестве иллюстрации к рассказу о загадках Кашкулакской пещеры - например!

Великий эвенкийский шаман Федор Полигус:
Фото 1901 года.



На тему:
- Экспедиции А.А.Макаренко к эвенкам Подкаменной Тунгуски в 1907-1908 гг. - есть несколько слов о шамане
- Выдающийся эвенк: Фёдор Полигус

Рассечение, обряд посвящения в ойууны:
Художник - Тимофей Степанов
Еще работы Тимофея Степанова - перейти!



Загадочный мир в работах Susan Seddon Boulet

Susan Seddon Boulet (1941-1997). Ее картины похожи на легкие сны - мягкие и приглушенные краски, люди со звериными головами и звери, таящиеся внутри людей, реальность, сквозь которую прорываются иные миры также, как и мир, окружающий нас, прорывается подчас в наши собственные сны… Она считается основательницей т.н. «Visionary art» - изображению увиденного в измененном состоянии сознания, медитации или трансе.



Якутский шаман (открытка):



Художник - Азат Миннекаев
Сайт художника





Альбом с работами Азата Миннекаева - перейти!

Бурят-шаман, бьющий в бубен:
Фото конца XIX



Якутский шаман Иванов Михаил Яковлевич:



Фотограф - Айсен Дойду.

Иванов Михаил Яковлевич - аксакал поселка Соморсун Амгинского улуса, отец известной народной певицы Ольги Ивановой. Умер в преклонном возрасте в 80-ых годах. Он был в 20-х и 30-ых годах близким другом и кутуруксутом (помощником в камлании) знаменитого чурапчинского шамана Н.Н.Протасова. В годы войны (40-ые) убежал, скрывался в тайге, потом был амнистирован, вернулся домой.

В середине 70-ых годов я, как член этнографической экспедиции ЯГУ, снимал М.Я.Иванова на фото- и кинопленку. Он камлал в клубе поселка Соморсун, а также в полном облачении шамана (плащ и бубен) исполнил обряд обращения к духу-покровительнице рогатого скота Ынахсыт-Хотун, который называется по-якутски «Ынахсыт тардыыта». М.Я.Иванов знал много старинных преданий и шаманских песнопений.
Источник

Парфенов Никита Алексеевич:



Фотограф - Айсен Дойду.

Парфенов Никита Алексеевич (Куобах ойуун, по-русски Заяц-шаман) - житель поселка Кўндээйэ Сунтарского улуса. Известен тем, что знал шаманские обряды, тайно от властей камлал, ибо имел, по его словам, «ийэ-кыыл» (мать-зверь, дух шаманский). В конце 70-ых для членов экспедиции Общества охраны памятников истории и культуры (руководитель Н.Д.Архипов) он исполнил в полном шаманском облачении обряд камлания в честь духа-хозяйки местности Аан Алахчын-хотун. Поставил сам 9 сэргэ, связанные веревкой-салама.
Источник


Протасов Николай Николаевич (1897-1934 гг.):



Фотограф - Айсен Дойду.

Протасов Николай Николаевич (1897-1934 г.г.) - родился в Ботурусском улусе (Чурапча), и еще при жизни о нем, как о великом шамане, ходили по Якутии легенды. Эта была личность феноменальная, богато одаренная от природы: лучший певец-импровизатор, плясун, хомусист, иллюзионист, гипнотизер, врачеватель, артист, провидец, силач и бегун, хороший кузнец, психолог и философ. Но личность очень трагическая: в первые годы Советской власти в Якутии, когда везде шла активная борьба коммунистов с «религиозными предрассудками», он, Протасов, первый из «ойунов» публично отказался от шаманства, что в конце концов и привело его к самоубийству.

Н.Н.Протасов послужил прототипом героя драмы П.Ойунского «КыЇыл ойуун» - Красный шаман, и, кстати, сам хотел сыграть эту роль на сцене, но не получилось. Отказались, боясь, что начнет камлать на сцене театра по-настоящему. О нем известный российский писатель Борис Лунин написал книгу «Смерть ойуна», где в духе своего времени рассказал о том, как молодой якутский шаман «перековался» в сознательного тракториста - «стал на путь истинный».

Но жаль, что время (другая «новая эпоха») убило все-таки этого замечательного человека, ибо он, отказавшись от истинной сути своей и призвания, погиб, перерезав себе горло. Так духи шаманов мстят за измену. Вера есть вера!
Источник

Photo of a Sakha shaman from a Russian postcard series from 1961:



Алтайский шаман:
Томская губ., Бийский округ, начало ХХ века. Фонды РЭМ.



Источник фото

http://fogelman.ru/posts/2014/07/10563

Культура советской эпохи, Религиоведение, Визуальность, Сибирь, Досужее

Previous post Next post
Up