Перепост : Цензура : в живописи

Nov 02, 2013 13:20

Оригинал взят у uglich_jj в Приколы соцреализма


Искусство в СССР было подцензурно и раболепно. Диктатура же. Но и у цензуры бывали проколы. А прокол цензуры  - прикол соцреализма!  Ниже - подборка картин советских художников стиля соцреализм, увиденная свежим взглядом.



В 1885 г. была такая Морозовская стачка, на фабрике капиталиста Морозова в Орехово-Зуево. На тот момент -  стачки, профсоюзы, партии и всякая оппозиция  в стране были запрещены. Но народ все равно вышел. В СССР, который заявлял о себе как о "государстве рабочих и крестьян",  это событие всячески пропагандировали.  Ниже - 2 картины написанные в сталинский период про эту стачку. Почувствуйте разницу!

Георгий Савицкий. "Совещание рабочих перед морозовской стачкой".



Нормальное совещание. Штоф водки, рюмки. Мужик за столом справа (со сжатым кулаком)  - вожак, предлагает план, все слушают.  Тот что за ним (крайний справа) накатывает еще рюмашку. Дед слева ( в красной рубахе) сидит с выражением :"Ох @%# твою мать!"

А вот вторая картина.
Иван Владимиров. "Морозовские ткачи обсуждают требования накануне стачки (1885 г.)".



Композиция, в целом, та же - вожак со списком, мужики-работяги. Но на столе - только чай!  Молодец художник. Классовая борьба это ж борьба с капиталистами, а не со штофом водки.

Еще пара чудных картин, автор -  Александр Дейнека, классик соцреализма.

Алексендр Дейнека. "Душ". 1937 г.



Сначала идея была такая - спортсмены в душе, один сидит, остальные моются. Потом Дейнеке картина не понравилась и он отрезал правый фрагмент, с мужиком, который наклонился. А из левого фрагмента чуть позже, во время войны,  автор сделал отдельную картину, с другим названием.

Александр Дейнека. "После боя". 1944 г.



То есть это уже не спортсмены, это солдаты, 1944 год.  Принимают душ после боя с немцами. Кабинки, горячая вода, все удобства. Вот как на фронте воевали-то!

Пока Дейнека упражнялся со своими мужиками в душе,  другие художники пытались изобразить советских женщин. Особенно яркие образы создал питерский соцреалист Александр Самохвалов.

Александр Самохвалов. "Метростроевка со сверлом". 1937 г.



Правда, она  с отбойным молотком, а не сверлом.  Но не важно.

Александр Самохвалов. "Метростроевка, несущая арматуру", 1932



Александр Самохвалов. "Женщина (работница) с напильником". 1929 г.



Помимо перечисленного (отбойные молотки, напильники, арматура), там у него еще есть  - с лопатой, лебедкой, бетономешалкой, ну в общем весь спектр женского равноправия.

Еще один важный аспект соцреализма - портреты вождей. Дело выгодное (для художника), но нужно иметь политическое чутье, особенно во времена тов. Сталина.

Константин Юон. "Первое появление В.И.Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917 г." 1927 г.



Ленин провозглашает Советскую власть -  кульминационный момент революции. Сзади Ленина, в президиуме - его соратники. В том числе: верхний ряд (справа налево) - Антонов-Овсеенко; Каменев (в пенсне); четвертый справа - Сталин, радостно аплодирует;  рядом с ним - Троцкий с характерной бородкой; еще левее через одного - Рыков, высунулся посмотреть на Ильича. В общем, одни враги народа. Каменев - левый уклонист (расстрелян вместе с женой), Рыков - правый (аналогично),  Антонов-Овсеенко - троцкист и шпион (и тоже вышка, и ему, и жене), ну и главный враг Троцкий - известное дело, ледорубом по голове.

Довольно интересно выписана публика непосредственно перед трибуной Ильича:



Какие-то странные народные массы перед трибуной. Короче... картину пришлось переписывать.
Получилось вот что:

Константин Юон. "Выступление В.И.Ленина в Смольном".1935 г.



Всего прошло 8 лет, а как многое изменилось! Президиум сократился до 4 человек  (справа налево): Молотов, Урицкий, Дзержинский, Сталин.Народ перед трибуной тоже поправили - теперь там сугубо русские лица в картузах и кепках. У Ленина стал выше лоб, да и сам он как-то возмужал, накачался что ли? А художник в 1947 г. стал лауретом Сталинской премии первой степени в области литературы и искусства.

Да, много врагов народа было... Что там Президиум! Идут, бывало пионеры в лес по грибы. А там - агенты Госдепа английские шпионы!

С. Светлов. "Пионеры поймали английского шпиона".1939 год



Или вот:

М.Антонов. "Разоблачение врага народа в цеху". 1938.



А лица-то!



Не только в цеху, даже дома надо быть начеку. Враги народа - они такие...

Н.Чебатков. "Павлик Морозов". 1959 г.



Но пришло время -  и партия нашла в себе силы разоблачить и самого товарища Сталина, главного борца с врагами народа. И тогда Министерство Правды опять взялось за работу.

Вячеслав Мариупольский. "Вожатая". 1949 г.



Он же. "Вожатая". Конец 1950х гг.



Портрет вождя заменили. Да и взгляд у вожатой как-то подобрел что ли...

Сергей Григорьев. "Прием в комсомол". 1949 г.
Соцреализм во всей красе. Комсомольцы принимают нового бойца в свои ряды. Пытают, что да как. Сзади - старший товарищ от партии в военном френче. За ним - самый старший товарищ, в виде бюста. Смотрит на девченку прищурясь.



Он же. "Прием в комсомол". 1958 г.



Все на месте, только бюст пропал.

Ну и напоследок еще один классик соцреализма  -  Гелий Коржев, в советские времена - ударный работник Министерства Правды.

Гелий Коржев. "Поднимающий знамя". 1963
Там целый триптих у него был , назывался "Коммунисты". Это центральная часть.



Гелий Коржев умер в 2012 г.  Он дожил до краха СССР,  увидел 1991 год, когда знамя таки упало.

Гелий Коржев. "Свалка". 2007 г.



Я думаю, две эти картины, поскольку их написал один и тот же  автор (но с разницей в 47 лет), надо объединить в одну и показывать вместе. Вот 1960 год (слева),  а вот - 2007 (справа).



P.S.
А вот что в России рисовали ДО эпохи соцреализма, можно посмотреть, например, тут:

Россия в 19в.: картины маслом

Династия Романовых

Ленин Владимир, Художники, Сталин, Визуальность, Цензура, Символы эпохи, Искусство, Сталинизм, История СССР

Previous post Next post
Up