Из почты : в МГУ религио(е)ведческий доклад

May 15, 2011 18:53



Глушко Елена Викторовна

«Католическая церковь в Чехословакии (1968-1989) в общественно-политическом контексте»

Церковная политика в Чехословакии отличалась значительной жесткостью даже в сравнении с другими странами европейского социалистического лагеря. В конце 40-х-начале 50-х гг. монашеские ордена были распущены, католические епископы интернированы, а наиболее активные священники и миряне отправлены в лагеря. Церковная жизнь оказалась под полным контролем государства; по решению «сверху» было создано лояльное движение католического духовенства. Во второй половине 60-х гг. началось постепенное возрождение религиозной жизни страны. В 1968 г. произошли заметные кадровые перестановки в государственном ведомстве по церковным делам; на смену прорежимному движению католического духовенства пришло возникшее «снизу» «Дело соборного обновления», куда входили как клирики, так и миряне; бывшие лагерники стали играть заметную роль в церковной жизни страны. Этот период так или иначе продлился до начала 70-х гг., когда контроль государства над церковью был окончательно восстановлен, и люди, активные в предшествующий период, были вынуждены уйти в подполье.

Согласно чехословацким законам, священникам разрешалось проводить богослужения в храмах, однако запрещались практически любые встречи с верующими, и прежде всего молодежью, за их пределами. В свою очередь, верующим не рекомендовалось посещать храмы. Однако религиозная жизнь страны продолжает развиваться. Проводятся регулярные тайные встречи малых католических общин, организуются католические лагеря для детей, широкое распространение в самиздате получает религиозная литература, создаются «подпольные университеты» богословско-философской направленности. Вторая половина 80-х гг. - это период, когда лояльные государству иерархи практически утрачивают свое влияние на общественное мнение страны, а независимая религиозная жизнь приобретает все больше черт политического протеста. В условиях нехватки официально признанных католических епископов (переговоры об их назначении между представителями Ватикана и ЧССР не приносили серьезных успехов) в Чехословакии складывается разветвленная тайная церковная иерархия. Следует отметить, что в этот период внутри католической церкви формируется широкий спектр богословских и общественно-политических воззрений. После 1989 г. новая церковная иерархия Чехии и Словакии складывается в основном из бывших деятелей катакомбной католической церкви; они же становятся создателями и участниками христианско-демократических политических партий, продолжают свою деятельность на ниве просвещения и социальной работы.

Рекомендуемая литература:

Франтишек Миклошко: «Это чудо, что мы еще живы» // Сибирская католическая газета, 2010.

http://sibcatholic.ru/2010/08/06/frantishek-mikloshko-eto-chudo-chto-my-eshhe-zhivy/

Готовятся к печати:

Словарь диссидентов: Виднейшие участники оппозиционных движений в коммунистических странах, 1956-1989. Т. 1: Восточная Европа / Под ред. Н. Е. Горбаневской. - Москва-Варшава: Карта, 2011.

Глушко Е. В. Словацкая катакомбная католическая церковь (1969-1989) и Россия // Россия и современный мир. 2011 г. № 2.

Религиоведение, Чехия, МГУ, Чехословакия, Чехи, Религиозные движения, Католическая церковь, Религия, Христианство

Previous post Next post
Up