Оригинал взят у
ol_re в
postВозможно, навлеку на себя чье-то неудовольствие или даже гнев. Это об учителях (пожалуй что под впечатлением от истории с директором школы в Петергофе).
Ахматова в разговоре с Лидией Корнеевной Чуковской ответила на рассказ ЛК о том, что дочке Пантелеева Машеньке учителя в школе "деятельно отравляют жизнь":
"- Чему вы удивляетесь, - сказала Анна Андреевна. - Они ведь садисты. Педагогика развивает садизм. Педагоги - деспоты, а от деспотизма до садизма - один шаг. Так было всегда, а теперь уж и говорить нечего..."
И вот я думаю, это даже не тот радикальный критерий, который распределяет по одну сторону приличных и порядочных, а по другую - деспотичных извергов. Это критерий объединяющий. Не всех педагогов, а именно школьных учителей, даже самых лучших. Тех, кто остается с классом один на один за закрытой дверью.
Я когда-то поработала в школе, недолго. Да, были прекрасные и даже доверительные отношения с детьми (но любовь детей уж никак нельзя ставить себе в заслугу, они любят за пустяк, а если на них не кричат, не унижают да еще и на уроке что-то интересное рассказывают, то любят пылко). Но хотя бы и не пользуясь властью (а она дается статусом, что бы ни говорили), чувствуешь себя ее обладателем. Ну, и чем больше изначально "благоприятствующих" предпосылок, тем короче путь к деспотизму. Только разве что градацией он отличается: от легкой авторитарности до самодурства и садизма.