Новости Самиздата : пространства : Лианозово : в кино

Dec 20, 2015 11:19

Оригинал взят у leonid_b в Растерянность
Несколько дней назад я на кинофестивале "Сталкер" посмотрел фильм Евгения Цымбала "Валентина Кропивницкая. В поисках потерянного рая". С тех пор хожу, как подорванный, пытаюсь словами описать своё потрясение и изумление.

И ничего не получается, потому что Цымбал сделал настоящее кино, а оно словами не может быть описано, точно так же, как настоящий письменный текст не может быть адекватно визуализирован. О звуке я уж не говорю, это всем ясно.

Валентина Кропивницкая, кто не знает, это такая художница - дочка Евгения Кропивницкого и жена Оскара Рабина. Т.е., они все и есть "Лианозовская группа", и ещё там были другие художники и поэты, Немухин, скажем, или Холин, или Сапгир. Помните "Бульдозерную выставку" 1974-го года, и выставку в Измайловском парке, и в павильоне "Пчеловодство", и на Малой Грузинской? Вот это, в частности и в первую очередь, они.

Сама Валентина картины писала, но как-то негромко. Их все знали, но они были непонятные. Простые, но откуда - непонятно.

Цымбал разгадал: эти картины - пейзажи рая. Пейзажи рая после того, как оттуда ушёл человек и весь наш мир. И сама Валентина Кропивницкая - оттуда, из потерянного рая. На сохранившихся фотографиях у неё остановившиеся глаза, она помнит и переживает наш общий потерянный рай, и рисует его пейзажи со странными существами, после того, как случилась самая главная катастрофа в нашей жизни, и мы его покинули. Воспоминания остались, это да - но сейчас он какой, наш рай?

Эта главная метафора фильма, которая в названии его, в фильме практически не упоминается, но все люди, снятые в фильме - об этом.

Валентина видела - а они видели её, и ничего не могли сделать.

Как Цымбал это сделал, я не понимаю. этот фильм о потерянном рае и свидетельнице его, Валентине Кропивницкой - лучше всех.

Надо бы о средневековой и серебряной музыке сказать... Которые сопровождают её картины и нас погружают и в мир Валентины Кропивницкой, и в тот рай, который все мы помним. И нам без него очень плохо, и ему без нас тоже невесело.

Невероятный фильм. Как же он это сделал? Как получается, что я смотрю на экран, почти ничего не слышу, только смотрю - и вдруг понимаю, что мне говорит автор, и о чём и как думает и Оскар Рабин, оставшийся один, и другие люди тоже...

Нет, не получается сказать, и пробовать не стоило.

Документальное кино, Кино, Художники, Москва, Новости Самиздата, Визуальность, История СССР

Previous post Next post
Up