Днепрострой

Mar 26, 2013 10:10

Очаги социалистического строительства СССР



Какой будет иметь вид Днепровская гидроэлектростанция по окончании работ. Худ. А. Шпир



Работа экскаватора и подъёмных кранов на Днепрострое. Худ. А.Шпир

В нижней части Днепра,в районе его знаменитых порогов начато весной 1927 года грандиозное строительство, которое но своим размерам и производственной мощности займет одно из первых мест в мире. В центре этого строительства будет стоять гидроэлектрическая станция (Днепростгрой), работающая на «белом угле» течения реки Днепра. Днепрострой будет питаться той же энергией, что и Волховстрой, с которым наши читатели знакомы по предыдущему номеру «Всемирного Следопыта». Станции подобного типа называются гидроэлектрическими (иностранное слово «гидро» означает зависимость сооружения от воды), в отличие от тепловых электростанций, силовые установки которых питаются энергией сжигаемого топлива-нефти, каменного угля, торфа и т. д.

Мощность Волховстроя, как мы знаем, составляет 80 000 лош. сил. Мощность Днепровской гидроэлектростанции составит 800 000 лош. сил, то-есть в десять раз больше. Энергии обычного течения Днепра для получения такой мощности было бы недостаточно, особенно в летние месяцы, когда это течение вообще ослабевает. Поэтому у бывш. селения Кичкас, где некогда стояла Запорожская Сеч, Днепр будет перегорожен огромной плотиной, которая почти на 40 метров поднимет уровень реки и значительно усилит напор течения. Водой будут затоплены и низменные окрестности Днепра, и его грозные пороги. Днепр станет судоходным на всем своем протяжении-от верховьев до устья. Плотину суда будут миновать, пользуясь специальными шлюзами. В дальнейшем ряд специальных сооружений настолько углубит русло Днепра между плотиной и морем, что даже морские суда получат возможность захода в днепростроевские порты.

Работы по сооружению Днепростроя ведутся ускоренным темпом. Можно сказать без преувеличения, что таких темпов не знают и иностранные строительства этого рода. Так, например, в сентябре 1929 г. Днепростроем был поставлен мировой рекорд месячной укладки бетона: эта укладка составила 57,5 тыс. куб. метров и на 10 процентов превысила рекорд, достигнутый при сооружении гидростанции в Коновинго (Соединенные Штаты Америки).

Уже к концу 1928 г., то-есть менее чем за два года, на Днепрострое были закончены все подготовительные работы, в число которых вошли: жилища (с водопроводом, канализацией и освещением от временной тепловой электростанции), общей площадью в 80 000 кв. м.; широкая железнодорожная колея всяких подъездных путей общим протяжением 90 км.; водопровод с подачей 400 000 ведер в сутки; канализация с 19 км. труб: фабрика-кухня на 8 тыс. обедов; театры, клубы амбулатории; завод жидкого кислорода для взрывания скал; лесопильный, камнедробильный, бетонный заводы; большие механические мастерские и т. д. На строительстве широко применяется механизация всех работ и, тем не менее, на нем занято до 13 000 рабочих! Не одна механизация помогает выдержать взятый темп работ, - значительную долю успехов в этом деле мы должны отнести за счет социалистического соревнования, в которое вступили между собою отдельные группы рабочих строительства, приковавшего теперь внимание советской общественности всего СССР.

По твердому заданию правительства Днепровская гидроэлектрическая станция даст свой ток 1 декабря 1931 года.

Когда группой советских специалистов, во главе с инициатором Днепростроя инж. И. Г. Александровым, разрабатывался первоначальный - сравнительно скромный-проект сооружения гидроэлектростанции, противники этого проекта утверждали, что вообще нельзя будет найти достаточного числа потребителей выработанной станцией энергии. Действительность опровергла эти пессимистические предсказания. В настоящее время приходится уже сокращать заявки на днепростроевскую энергию.

Главнейшие потребители этой энергии составят объединение или комбинат вокруг электростанции. В состав комбината включаются: мощный металлургический завод, производительностью 1 100 000 тонн чугуна в год, который будет работать частью на криворожской, частью на керченской руде; завод, вырабатывающий повышенные стали для машиностроения, производительностью в 100 000 тонн; завод ферросплавов, с годичным выпуском не менее 100 000 тонн (ферросплавы мы пока что ввозим из-за границы); завод по производству алюминия из руд (бокситов), добываемых в Тихвинском уезде, Новгородской губернии. Все эти заводы составят металлургическую группу комбината. В дальнейшем будет создана и машиностроительная группа, в состав которой предполагается включить автомобильный и тракторный заводы. Химическая группа заводов комбината будет состоять из ряда предприятий, вырабатывающих каустическую соду, бертолетовую роль, металлический магний, натрий и много других химическх продуктов.

Часть энергии Днепростроя будет отдаваться промышленным предприятиям города Запорожья, оросительным сооружениям, проектируемым для засушливого района Приднепровья, и, конечно, шлюзовым и портовым установкам. Вероятна также отдача части энергии Днепростроя в промышленный район Днепропетровска.

Стоимость всего Комбината исчисляется огромной суммой в 800 миллионов рублей, из которых на строительство самой гидроэлектростанции будет израсходовано около 200 миллионов. Строительство комбината уже начато и ведется с расчетом окончания его по основным предприятиям к моменту пуска станции. Рядом с существующим Запорожьем в районе будущего комбината начинается подготовка к строительству Нового Запорожья. Распланировка и постройка этого города будут произведены в полном соответствии с требованиями социалистического быта.

Очерк Б. Климова-Верховского.
Ежемесячный иллюстрированный журнал путешествий, приключений, фантастики, охоты
"Всемирный Следопыт", №2, 1930 г. , ГОС. АКЦ. ИЗД. О-BO "Земля и Фабрика", Москва-Ленинград

http://historymania.info/view_post.php?id=245

Днепрострой, история Запорожья, ссылки, изображение

Previous post Next post
Up