Фильм «Искупление» по одноименному роману
Иэна Макьюэна снял режиссер, на счету которого только две заметные работы - неоднозначно принятая экранизация классической «Гордости и предубеждения» и роскошный мини-сериал «Карл II: Власть и страсть», любимый всеми поклонниками «костюмно-исторического» жанра. На этот раз Джо Райт обратился к последней книге Макьюэна, который также выступил соавтором сценария. Известная любовь этого автора к изображению перверсивных семейных и сексуальных отношений проявляется и в этом фильме, который некоторые прокатчики уже успели причислить к «мелодрамам», глубоко ошибаясь относительно сути конфликта, лежащего в основе сюжета. Любой, кто ждет от «Искупления» очередной крепко сделанной английской костюмной исторической драмы в духе того же «Английского пациента», будет удивлен и дезориентирован.
Официальный слоган фильма «Обретенные любовью, разлученные страхом, спасенные надеждой» соотносится со смыслом фильма так же опосредованно, как постановочный кадр с идущим по полю красных маков солдатом - с реальностью Второй мировой. Ибо странна эта любовь между девушкой из хорошего семейства (Кира Найтли) и сыном садовника, работавшего на это самое семейство; странно мстительное упорство (страх ли это?), с которым ревнивая младшая сестра героини, Брайони (дебютантка Сирша Ронан) принимает меры, чтобы их разлучить, пусть даже посредством ложного обвинения. Что до надежды, то в фильме ее нет, и я завидую тому критику, кто смог разглядеть ее в порочной цепочке событий, последовательно разрушающей жизни всех главных персонажей ленты.
Сначала все очень просто. Двум сестрам - Сесилии (Кира Найтли) и Брайони (Сирша Ронан) нравится один и тот же мужчина, сын садовника Робби (Джеймс МакЭвой). В то время как младшая сестра дает несчастной любви воплотиться в пьесы и рассказы, что она без устали сочиняет, старшая скучает в компании персон «своего круга», изредка сокращая дистанцию с Робби, но не думая поощрять его слишком сильно. Нелепый и невозможный с точки зрения «общества» роман достигает своей кульминации и своего печального финала в один и тот же день. Брайони обвиняет Робби в преступлении, совершенном совсем другим человеком. С момента превращения ее откровений в официальное свидетельство судьбы Робби, Сесилии и самой Брайони круто и трагично меняются.
Тоскливые картины «утомленного солнцем» богатого семейства на летнем отдыхе, наблюдаемые всю первую половину фильма, не открывают ничего, что не было бы сказано писавшими о таких вещах Хаксли и Во; жужжание мух, удары детского мячика о стену, ленивые разговоры создают осязаемую атмосферу духоты, в которой долго не протянут ни цветы в вазе, ни человеческий разум. Искра любви, проскочившая между героями МакЭвоя и Найтли, кажется попыткой бегства из душного ада, безумной и лихорадочной, как и все подобные попытки. То, чем она закончится - это первая «расплата» (ибо atonement значит не только «искупление»); расплата за неосторожные поступки, за неуместные слова, за слепоту, с которой герои позволили себе забыть об окружающем мире, в отличие от них зрения не утратившем.
Анализировать причины, толкнувшие 13--летнюю Брайони оболгать человека, который ей нравился, не так уж и важно. Ревность, мстительность, обида, шок от нескольких увиденных подряд двусмысленных (мягко говоря) сексуальных сцен даже с точки зрения стороннего наблюдателя едва ли могли дать другой результат. Прежде, чем расписаться в ненависти к маленькой героине, задайте себе вопрос: что подумали бы вы, увидев, прочитав и осознав то, что вы увидели? Удивляет скорее обвинение, выстроенное на таких шатких доказательствах, невнимание к очевидным деталям, к алиби Робби, к показаниям других людей. Все это остается за кадром, как и большинство событий в дальнейшей жизни Робби и Сесилии. Фильм сосредотачивается на Брайони, на ее изменившейся жизни, на ее внутреннем мире, где розовые грезы детства уступают место осознанию непоправимости совершенного зла.
В ответ на вопрос «Какие чувства вы хотели пробудить у публики?», режиссер сказал: «Я не стремился властвовать над ее эмоциями. Наоборот, хотел, чтобы каждый зритель соотнес с фильмом личный опыт - свои воспоминания, истории из жизни». Надо признать, это ему более чем удалось. Понять Брайони по-настояшему сможет только человек, хранящий в душе воспоминание о проступке, за который он сам не может себя простить. «Скелет в шкафу» («подвал с крысами», по выражению Голдинга) не очевиден окружающим. Но сам человек помнит о нем всегда.
Брайони бежит от самой себя, но знает, что это невозможно. Каждый день она видит себя в зеркале, каждый день она встречает себя, как ту тень из элиотовской «Бесплодной земли»; она ненавидит себя почти до той степени, за которой выход видится только в смерти. В ее попытке изменить свою жизнь, став сестрой милосердия, - не только желание приносить добро незнакомым людям, но и отчаянное стремление найти место на земле, где нет той, прежней Брайони, изгнать самое воспоминание о той Брайони, которое, как затянувшийся кошмар, отравляет каждый день ее существования. Люди, глядя на некрасивую, замкнутую девушку, не знают, что у нее в душе. Но она знает. Едет ли она в метро, идет ли по залитой солнцем улице, разговаривает ли с раненым в госпитале, ложится ли, усталая, в постель, - она знает, кто она и что сделала.
Жизнь человеческая - больший ад, чем сам ад, писал Акутагава. Брайони - единственный из персонажей фильма, на себе испытавший правоту этого утверждения. Все остальные, невзирая на тяготы и лишения, в мире с собой. Тюрьма, а затем начавшаяся мировая война разлучают Робби и Сесилию, но в письмах, в мечтах, в мыслях и надеждах они все равно нераздельно вместе и в согласии с собой и друг с другом. Брайони в разладе с собой и с миром. Она начинает писать автобиографический роман о случившемся с ними тремя, чтобы оправдаться и перед Робби и сестрой, и перед миром, и перед собой. Возможно, это единственная отдушина, оставшаяся ей.
Она допишет свой роман «Искупление», когда Робби и Сесилии уже не будет в живых. Давая интервью после его выхода, постаревшая Брайони (Ванесса Редгрейв) с улыбкой скажет, что это ее последняя книга, ибо она больна и постепенно теряет память; зная, что эта память хранит, мы понимаем, что Брайони нисколько не сожалеет о ее потере. И понимаем, что «Искупление» значит «Расплата», но не обязательно наоборот.
Прежде чем смотреть этот фильм, стоит вспомнить об этом.