Комментарий
anna_ptashchuk Отсюда У Монтессори и Пиаже описаны т.н. сензитивные периоды развития, конечно, стоит относиться к этому с поправкой "все дети разные", т.е. временные и прочие критерии не применять прямо, а так, плюс-минус трамвайная остановка :-)
Однако периодизация именно такая - среда 1(0)-3года - это в основном УПЖ(упражнения практической жизни), крупномоторные штуки и знакомство с миром, идиомоторная стадия развития мозга, ибо... а мелкая моторика, сенсорика и речь начинается не раньше 3х, уже в среде 3-6. А математика и письмо-чтение - с 4,5-5 лет, не раньше.
...
И в ТП тоже - плюс-минус трамвайная остановка, но ребеночек наигрался в "вытру, как мама(как взрослый)" и "вместе с мамой" и начались, на мой скромный взгляд, учения перед пубертатом :-) Про принятие и лояльность - когда чадушко ставит всем своим существованием вопрос - что главнее? Отношения или что? (Подставьте нужное :-))
И тут маленькие детки - маленькие бедки... Подросток жжет круче, так что я рассматриваю это как тренировку - и принятия, и своих границ, и своих страхов.
Прогноз мой такой:
Закончится/станет легче к 4,5-5 - оно захочет быть хорошим для нас. Изнутри захочет, потому что полюбит, а не от страха потерять расположение. А к 6-7 и интеграция, смешивание чувств в мозгу поспеет - и совсем на человека станет похож. А потом жахнет пубертат, лимбическая система отрастет как у взрослого (это про эмоции и чувства), а неокортекс(который про интеграцию и про подумать) останется десский - и наступит мощный регресс, ад и израиль, тут-то мне и пригодятся навыки, полученные в 3 года :-)
Ну, а потом 18 лет, паспорт, самостоятельная жизнь и уже своя ответственность - конец моей власти и ответственности за, что выросло, то выросло...
Посему - про вытереть за собой :-)
Мы не учим словами. Вообще. Когда мы проводим политинформацию - мы учим учить, а не вытирать :-( и получаем на выходе занудку-неумейку, хотя хотели чего-то другого.
Поэтому я сейчас вытираю, и параллельно сообщаю, что взрослые - устраняют последствия разрушительной деятельности, чтобы было чисто и красиво. Сейчас задача - обходить противление и давать лояльность, не превращаясь в недовольную служанку, тот еще квест :-)
Ну, и минимизирую разрушительность деятельности - и организацией места безобразий (воду лить только в ванной, а на кухне - нельзя), и запретами на особо разрушительное, и организацией среды - чтобы игрушки убирались на место, их должно быть очень мало (7+/-2), и у них должно быть удобное место - постоянное и просторное, метелка должна быть в доступе, мусорная корзина удобная, тряпки тоже в самостоятельном доступе. Тогда в 1 случае из 100 чадо может и убрать за собой - и радость моя будет громкой и подробной :-)
А на уровень обязанностей я выйду как раз в 4-5 - захочет быть полезным и хорошим - я уж найду, чем озадачить :-)