В прошлом году, когда покидали Сибирь, по обыкновению купил то ли в Иркутске, то ли в Красноярске "Коммерсант-Власть". Читая журнальчег в ещё не до предела распаренном вагоне, наткнулся на переводную статью из немецкой Der Tagesspiegel. Она называлась "Атака кровососущих" и была как раз про Сибирь. Слог мне понравился да к тому же в сибирском заповеднике в технику безопасносте нас посвящал Саша, который незадолго до этого сам переболел энцефалитом. Правда, когда в Москву вернулись, в смоге и гари про комаров как-то быстро забыли. Поэтому статью я так и не удосужился перепостить.
Теперь - в преддверии лета - встречайте:
В городке Абаза на юге Сибири мне порекомендовали человека по имени Гриша как знатока дремучих лесов...
Я спросил, где можно найти Гришу. "В больнице",- ответил его брат Сергей. Я вопросительно посмотрел на него. "Укус клеща,- ответил он, пожав плечами.- Энцефалит. Профессиональное заболевание".
Гриша встретил меня на скамейке в больничном саду. Он протянул мне левую руку - из правой руки у него торчала пластиковая трубка, другой конец которой был вставлен в капельницу. Не тратя много времени на приветствия, он быстро перешел к делу. "Против этих тварей человек бессилен,- сказал Гриша.- Защитный крем, защитная одежда, прививка - ничего не помогло, они все равно до меня добрались". Он демонстративно помахал пластиковой трубкой. Потом испуганно посмотрел на меня: "Парень, да ты совсем бледный. Ты не волнуйся так. Вероятность, что ты подцепишь инфицированного клеща, ничтожно мала". Я скептически посмотрел на капельницу. "Серьезно, забудь про клещей,- сказал он.- Когда ты первый раз окажешься в тайге, ты о клещах и не вспомнишь".
"Почему?" - наивно спросил я.
Гриша ухмыльнулся: "Потому что комары гораздо хуже. В это время года они ни на секунду не оставляют тебя в покое. Их так много, что они закрывают солнце. Ты не будешь знать, где кончается твое тело и начинаются комары..." Он помолчал, а потом добавил: "Ну вот, ты опять смотришь на меня как на черта. Да ты не пугайся, к комарам привыкаешь. Гораздо хуже мошки".- "Что?" - "Мошки. Крохотные твари, которые забираются во все дыры, не спасает даже сетка пчеловода. Если они тебя укусят, ты взвоешь от боли. Это не то что комары, от которых остается небольшой след,- мошки отдирают мясо от тела. Если они на тебя набросятся, ты уже не узнаешь себя в зеркале". Я сглотнул.
"Но, честно говоря,- продолжал Гриша успокаивающе,- забудь про мошек. Гораздо хуже мокрицы..."
"Хватит!" - перебил я его.- "...И еще хуже..." - "Достаточно!" - "Слепни..."
Я закрыл уши. Гриша превратился в жестикулирующую звезду немого кино. Я молча поклонился, как Чарли Чаплин, и ушел домой. Там меня ждал Сан Саныч, хозяин дома. Он школьный учитель, преподает основы безопасности жизнедеятельности. Сан Саныч учит своих учеников, что делать в случае природных катастроф, как выглядят легкие курильщика, как можно избежать венерических заболеваний, а также как отбиваться от насекомых. Но тут мало чему можно научить. На странице 136 учебника "Основы безопасности жизнедеятельности" для шестого класса под редакцией Ю. Л. Воробьевой, заслуженного спасателя РФ, Героя России, сказано коротко и ясно: "В тайге в период с мая по сентябрь все живое подвергается атаке кровососущих комаров, мошек, мокриц и слепней. Они забираются в нос, в уши, в рот и под одежду, их укусы болезненны и могут вызвать обморок. Привыкнуть к ним невозможно, и защиты от них практически не существует"..."
http://www.kommersant.ru/doc/1443318