А. Побединский. Вид в сторону Воробьевых гор от высотного здания в Зарядье
В один из сентябрьских дней 1947 года в древнюю землю Москвы легли первые камни домов- великанов. В этот день было положено начало строительству высотных зданий, предпринятому по инициативе товарища Сталина.
Партия и правительство поста¬вили перед строителями столицы поистине грандиозную задачу: в кратчайшие сроки создать восемь гигантских сооружений, достойно отражающих величие нашей эпохи, запечатлев в их архитектурном облике радостный и созидательный труд советских людей.
Только в день закладки зданий коснулись московской земли лопа¬ты - это была дань старинному обычаю, а затем на строительные площадки пришли стальные земле¬копы, загремели гулкие удары взрывов.
Фундамент
Всякое строительство начинается с фундамента. С фундаментов же начались и трудности
Прежде чем заложить основание для высотного дома у Красных во¬рот, надо было обуздать плывуны. Эго означало затяжку стройки на несколько месяцев. Инженеры пошли по другому пути.
Здание возводилось одновременно с замораживанием плывунов. Про¬цесс последующего размораживания был рассчитан и организован так, чтобы тысячетонная громада дома оседала равномерно, вместе с почвой.
Строителей, проникающих в тол¬щу земли, подстерегают и другие препятствия. При сооружении 46-этажного дома в Зарядье этим препятствием явилась огромная скала, простирающаяся на много метров вширь и вглубь. А строи¬телям высотной гостиницы на До¬рогомиловской набережной путь преградили грунтовые воды. Стоило лишь опустить дно котлована ни¬же их уровня, и вода залила бы строительную площадку. Пришлось опоясать весь котлован толстой металлической трубой, от которой, как щупальцы спрута, вонзились в глубь земли сотни стальных труб - иглофильтров, непрерывно отсасывающих грунтовые воды. Вместе с дном котло¬вана все ниже опускался «стальной спрут», и на площадке всегда было сухо.
"Это один ил самых величественных высотных дворцов Москвы - строящееся 46-этажное здание в Зарядье. Чтобы представить себе всю сложность проектирования такого дома, посмотрите на рисунок. Он показывает, как выглядят отдельные сечения дома по горизонталям."
Каркас
При сооружении высотных домов на площадку доставляют целые арматурные блоки. Иной раз это огромные стальные клетки, высота которых достигает двух этажей. Чтобы заполнить их бетоном, строители применяют специальные мощные насосы, которые гонят раствор на расстояние до 300 м. Эти же насосы способны перегонять раствор и по вертикали, но лишь на 40 м. А бетон нужен на высоте и 100 и 150 м.
Поэтому при постройке высотного дома на площади Восстания пришлось соединять последовательно несколько бетононасосов и ставить их на различных этажах. Промежуточные насосы перегоняли раствор дальше и выше, поднимая на 150 - 160 м. На строительстве высотного здания в Зарядье, где бетон понадобится на высоте 200 - 250 м, будет применяться этот же блестяще оправдавший себя способ.
Стальные каркасы высотных зданий сооружались индустриальным методом. Да и как можно было поступить иначе, если только для одного высотного дома, что у Красных ворот, требовалось смонтировать 10 тысяч т металлоконструкций, а для жилого дома на площади Восстания даже 15 тыс. т. А оба эти здания еще не самые крупные.
Высоту измеряют метрами. Это точно, но не наглядно. Лучше сказать, что расстояние между рабочими, прицепляющими на земле конструкции к крюкам кранов, монтажниками-верхолазами и крановщиком таково, что они сооб¬щаются между собой только при помощи радио.
Площадка каждого высотного здания - это своеобразный строительный конвейер. Операции идут здесь по тщательно продуманному, строго рассчитанному потоку. Смонтировав колонну, монтажники принимаются за следующую. А за ними движутся выверщики. Специальными приборами они с миллиметровой точностью определяют положение установленной колонны во всех плоскостях и только после этого, расчалив или подклинив ее, то есть изменив положение колонны в нужном направлении, наглухо затягивают поставленные монтажниками болты. А затем в небе Москвы вспыхивают голубые зарницы: это электросварщики огнем и металлом навечно скрепляют стальной каркас.
МГУ. Один из вариантов
«Каменные одежды»
Но каркас это еще не дом, а лишь его скелет. Создать этот остов значительно проще и быстрей, чем одеть здание в прочные ка¬менные одежды. Каждый ярус стального каркаса сразу поднимает будущий дом на два этажа. А состоит этот каркас всего из нескольких колонн и балок. Но чтобы эти колонны и балки стали стенами, надо уложить сотни тысяч кирпичей различных типов, плиты из мрамора, добыто¬го в недрах Урала или на крутых отрогах Кавказских гор, гранитные камни всех цветов: красного, черного, розового, блоки светло золотистой керамики.
Одной из самых трудоемких операций является облицовка здания. В доме на Котельнической набережной одной лишь керамики пошло для этой цели столько, что ее хватило бы, чтобы покрыть всю Красную площадь. А затраченным для отделки нового здания Московского университета мрамором и другими облицовочными материалами можно было бы замостить четыре такие магистрали, как улица Горького.
До высотного домостроения облицовщик, одевая фасад керамическими плитами, действовал почти так же, как мастер, составляющий мозаику: одну плитку приставлял к другой. Но если облицовывать таким способом огромную площадь фасадов Московского университета, то на это ушло бы очень много времени. С помощью ученых строители применили индустриальный метод и здесь. Керамические плиты собирали еще на заводах в большие панели. А на строительной площадке ими облицовывали сразу целые простенки.
Этот же метод, предложенный лабораторией камня Института строительной техники Академии архитектуры СССР, применялся также при отделке естественным камнем высотного здания у Красных ворот. Плиты белого известняка монтировались в панели в металлической опалубке. Такие панели, весом в 5 т и высотой в этаж, поднимали кранами и закрепляли на каркасах зданий.
Индустриальные методы и новая техника помогли строителям в не¬бывало короткие сроки закончить сооружение невиданных по своим размерам зданий.
Идеология
Архитектура, как известно, отражает господствующую идеологию, запечатлевая ее в художественных образах. В США, особенно в Нью-Йорке, много очень высоких зданий, которые называются там «небоскребами». Какую же идеоло¬гию отражают эти «скребницы неба»?
Наши высотные здания строятся для людей, во имя счастья человека. В социалистическом государ¬стве развитие архитектуры определяется стремлением максимально удовлетворить запросы и нужды трудящихся. Вот почему так легко, и радостно устремлены ввысь московские дома-гиганты, вот почему так красивы они.
А в Америке высотные здания строят для бизнеса. Дома поднимаются вверх только потому, что это выгоднее; строить вширь дороже: слишком высоки цены на земельные участки. Поэтому внешний вид здания предприни¬мателя интересует мало.
Не стремятся строители «небоскребов» и к долговечности их сооружений.
Жизнь каменного или, тем более, железобетонного дома должна исчисляться столетиями. А один из первых небоскребов Нью-Йорка - отель «Уолдорф-Астория» - просуществовал всего 28 лет. Его снесли, чтобы начать на освободившемся участке новое строительство. Бизнесмены рассчитали, что за 28 лет 18-этажный дом дал слишком мало прибыли и поэтому выгоднее по¬строить здание в 4 раза более высокое. В Нью-Йорке появился 85-этажный небоскреб - «Эмпайр стейтс билдинг».
Московские дома-великаны сооружаются на века. Советские инженеры создали новые оригинальные конструкции, обеспечивающие невиданную прочность огромных зданий.
С высотными зданиями постоянно враждует ветер. По американским нормам допускается под влиянием ветра отклонение здания от вертикальной оси на 1/500 высоты. Это значит, что размах колебаний верхних этажей «Эм- пайр стейтс билдинга» превышает полметра. Поэтому остов небоскреба всегда угрожающе поскрипывает; пол под ногами людей колеблется, как палуба судна в шторм. Поэтому у жителей верхних эта¬жей рябит в глазах от вечно плещущейся воды в графинах, останавливаются маятники часов, кресла-качалки раскачиваются сами, будто за ними стоят привидения.
Советские конструкторы приняли жесткость, в 8 раз превышающую американские нормы. Даже при самом сильном ветре высотные здания Москвы будут отклоняться от вертикали лишь на 1/4000 своей высоты. Это значит, что размах колебаний верхних этажей такого, например, здания, как 46-этажный дом в Зарядье, составит всего около 5 см. Достигнуто это тем, что вместо рамного каркаса здесь применена гигантская железобетонная труба высотой в 32 этажа, выполненная в виде призмы со срезанными углами, со стороной квадрата в 29 м. Эта труба, как гигантский позвоночный столб, пронизывает здание насквозь и гарантирует небывалую жесткость и прочность конструкции.
В белокаменных высотных дворцах Москвы, будь то жилой дом или административное здание, все до последней мелочи продумано так, чтобы человеку было удобно трудиться, и жить, и отдыхать.
Первоначальный вариант высотки на Смоленской площади в рекламе внутреннего займа.
Коммуникации
Заботливо, учитывая каждую «мелочь», проектировали советские инженеры и архитекторы высотные здания. Они предусмотрели даже защиту от сквозняков людей, входящих и выходящих из вестибюля. Холодный поток не сможет ворваться в помещение, когда открывается дверь: путь ему преградит тепловая воздушная завеса.
Не придется хозяйке заботиться о том, чтобы согреть воду для домашних нужд: горячая вода подается в квартиры; не придется беспокоиться об установке антенн: в комнатах будут розетки и для радиоприемников и для телевизоров. И, конечно, в каждой квартире, не говоря уже о рабочих помещениях административных высотных зданий, будут автоматические телефоны и рациональная, удобно расположенная осветительная арматура.
Попасть на какой-нибудь 23-й зтаж высотного здания можно будет быстрее, чем взойти на 3-й этаж обычного дома: скоростные бесшумные лифты поднимутся наверх за 32 секунды.
Обычно, чтобы подышать свежим воздухом, выходят из дома на улицу. В высотных зданиях воздух будет чище и лучше уличного, его температура и влажность будут постоянными.
Высотные здания - это не только сложнейшие строительные, но и инженерные сооружения. Сотни электродвигателей, генераторов, насосов, компрессоров, тонких автоматических аппаратов и чувствительных контролирующих приборов обслуживают разнообразные нужды дома-гиганта. Многие из систем управления и Схем регулирования разработаны впервые, специально для такого необычного и огромного хозяйства.
Как кровеносные сосуды в живом организме, высотный дом пронизывают сотни километров трубопроводов различных коммуникаций. Только электрокабелей в здании университета на Ленинских горах проложено около 170 км. А если вытянуть все провода освещения и связи высотного дома на Смоленской площади в одну линию, их хватило бы от Москвы до Ленинграда. На 300 км протянулись бы трубы электроводов, отопления, вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, водостоков и канализации.
Не просто даже очень опытному человеку разобраться в такой паутине из проводов, кабелей и труб. Для этого существуют специальные «ключи». На колонне одного из технических этажей высотного здания на Котельнической набережной нанесены 12 разноцветьях полосок: красная, синяя, зеленая, серая, голубая, желтая... Около каждой из них надпись: «газопровод», «пожарный водопровод», «горячее водоснабжение», «водостоки плоских кровель» и т. д. В те же цвета окрашены и сами коммуникации.
«Инновации»
В высотных зданиях устроены гигантские пылесосы, ответвления которых проникают в каждую комнату, каждый коридор и вестибюль. Мощные компрессоры создают вакуум и очищают воздух, отсасы¬вая попавшую в здание пыль.
Но мало только очищать воздух, надо его и обменивать. Для подачи свежего, богатого кислородом воздуха в домах-гигантах есть специальное вентиляционное оборудование. Чтобы судить о его мощности, достаточно сказать, что такое устройство в доме на Смо¬ленской площади, например, спо¬собно за час переместить количество воздуха, равное объему всего здания; причем температура и влажность доставленного вентиляторами с улицы воздуха создается искусственно, - это делают спе¬циальные машины.
На экране в диспетчерской изо¬бражены контуры изящного здания гостиницы а на Комсомольской площади. Вот где-то на 17-м этаже вспыхнула красная лампочка. А вслед за ней, скажем на 5-м этаже, зажглась зеленая. Это срабо¬тали автомагические контроллеры, следящие за состоянием воздуха. Красный сигнал был подан самодействующим прибором, «заметившим», что температура в одной из гостиных поднялась выше нормы. Зеленый - сигнализировал о 'Слиш¬ком сухом воздухе в вестибюле 5-го этажа.
Дежурному диспетчеру доста¬точно нажать кнопку, и машины для кондиционирования воздуха исправят положение. Так с по¬мощью автоматики будет созда¬ваться искусственный климат.
Еще совершеннее в этих зданиях техника управления скоростными лифтами. Если приборы, устанав¬ливающие нарушения температур¬ного режима или режима влажности воздуха, только сигнализируют об этом, а сами не управляют маши¬нами, то автоматические аппараты, регулирующие работу подъемни¬ков, сами и управляют ими.
В центральном вестибюле лифтов дома на Смоленской площади 6 дверей. К какой же из них по¬дойти? Какая откроется первой? Над каждой дверью две стрелы из красного стекла: одна направлена вверх, другая - вниз. Та, что пока¬зывает, куда движется подъемник, светится. Но этого мало. Рядом, на полоске молочного стекла, вспыхи¬вают цифры, показывающие номер этажа, где в данное мгновение на¬ходится скоростной лифт. Именно мгновение! Ведь лифт движется со скоростью 3,5 м в секунду,
Все управление лифтами осуще¬ствляется автоматической магнит¬ной станцией. Благодаря автома¬тике подъемники этого здания будут работать без проводников. Войдя в кабину, пассажир нажи¬мает кнопку с номерам нужного ему этажа, и створки дверей, как в вагоне метро, мягко смыкаются. Кабина устремляется вверх. Вну¬три, над дверью, пощелкивает све¬товое табло с цифрами мелькаю¬щих этажей.
Но вот кабина плавно оста¬новилась. Двери автоматически раскрылись. Пассажир вышел, а лифт ждет. И если в течение нескольких секунд не окажется желающего ехать вниз, раздастся предупредительный звонок, двери закроются, и лифт сам начнет спу¬скаться, торопясь на первый этаж за следующими пассажирами. Но если на промежуточном этаже на¬жата кнопка вызова, кабина по¬слушно остановится там.
Только в здании на Смоленской площади будет работать 28 подъ¬емников. Все эти лифты могут одновременно поднять 350 человек. В доме на Зарядье лифтов будет больше - 46. А в новом здании университета еще больше - 111.
Заключение
Высотные здания Москвы про¬должают славные традиции класси¬ческой русской архитектуры. Они одеты в белокаменный наряд. Их башни, увенчанные ажурными пе¬реплетами арок, устремлены ввысь, как шатровые крыши древнего Кремля. Но архитектура высотных зданий столицы не просто повто¬ряет древнее русское зодчество. В ней отражены величие сталин¬ской эпохи, радость творчества и героика труда, счастье созидания.
И когда гаснет день и догораю¬щий закат окрашивает небо в ба¬гряно-золотистые цвета сентября, на юго-западе Москвы, как предве¬стник городов коммунизма, сере¬бристым силуэтом вырисовывается изящное и величественное здание дворца советской науки. А от него и влево и вправо, полукружьем, на крутых речных берегах и на хол¬мах Москвы высятся восемь вер¬шин домов-гигантов, создаваемых ру¬ками народа по инициативе великого зодчего коммунизма товарища Сталина.
Трофимов В., Эриванский А. Восемь вершин // Техника - молодёжи. 1952. № 9. С. 14-17
Фотографии подобраны из разных выпусков "ТМ"