mem

Архнеделя.

Oct 10, 2010 13:45

Уходящая неделя началась Днём архитеткора, который я никак у себя в жж не отметил. Так что запоздало поздравляю представителей этой прекрасной профессии и сочувствующих!
Заодно сложу сюда кое-какие ссылки на одного из любимых искусствоведов и теоретиков архитектуры Джона Рёскина. Вновь вспомнить про него заставил любопытный пост lepestriny про Уильяма Морриса.



Fondaco dei Turchi, Venice, a painting by John Ruskin
Мне очень нравится рёскиновское видение задач архитектры:
"Архитектура есть искусство которое так располагает и украшает здание, воздвигнутое человеком, какой бы цели оно ни служило, чтобы самый вид его содействовал его душевному и умственному здоровью, силе и наслаждению".
И конечно, радует то, что он выступал за связь с природой. Его идеи, кстати, важную роль сыграли в становлении модерна.




"Семь светочей архитектуры" я пока ещё не читал, но время от времени заглядываю в "Искусство и действительность". Там есть небольшая главка про архитектуру:
Ради скопления сил и знаний мы принуждены жить в городах, но выгода общения друг с другом далеко не возмещает утраты общения с природой. Нет у нас больше садов, нет наших милых полей, где мы предавались размышлениям в вечернюю пору. Задача архитектуры насколько возможно заменять нам природу, напоминать о ее тишине, быть как природа торжественной и нежной, давать нам образы, заимствованные у природы, образы цветов, которые мы не можем более рвать, и живых существ, которые теперь далеко от нас, в своей пустыне.

В архитектуре нам всегда доставляет удовольствие или должно доставлять его, - проявление высокого человеческого разума; мы преклоняемся не перед прочностью, перед законченностью; скалы всегда будут прочнее, горы больше, и все естественные предметы законченнее; источник нашего удовольствия и предмет восхваления - разум и решимость человека превозмочь предстоящие ему физические трудности. На нас действует не столько данная красота произведения, сколько замысел, заключенный в нем; прельщает не столько оно само, сколько мысль и любовь его творца; произведение всегда должно быть несовершенно, но мысли и чувства могут быть искренни и глубоки.

Первое, чему должен научиться молодой архитектор - это думать пятнами; он должен представлять себе, как солнечный восход озарить его здание и рассеет сумрак; как раскалятся камни и как прохладно будет в щелях; как ящерицы будут греться на солнце, а птицы совьют гнезда тени. Его дело - придать светам достаточно широты и силы, чтобы сумрак не поглотил их, а теням - достаточно глубины, чтобы они не испарились, как лужа на полуденном солнце.
Дж. Рёскин. Искусство и действительность. М., 1900. С. 278-282

Рецензия на "Семь светочей архитектуры" находится здесь. Саму книгу на русском пока не нашёл. На английском есть, в частности, тут.

architecture

Previous post Next post
Up