mem

Воскресенский собор Нового Иерусалима.

Sep 29, 2010 23:22




Ездил с пионерами в Истру, понятное дело, в Новый Иерусалим. Как и с Ногинском, увиденное превзошло ожидания. Погода, природа и прочее были замечательными. Но больше всего впечатлил Воскресенский собор, композиционно задуманный как копия Храма гроба Господня в Иерусалиме старом. Окончательный вид эта громада приобрела после почти столетней череды строительных работ. В основе - "византийский" крестово-купольный храм, с востока к нему примыкает подземная Константиноеленинская церковь. С запада - огромная часовня Гроба Господня под шатром в 55 окон-люкарн. Колокольня с южной стороны рухнула от врыва, который устроила фашня при отступлении в декабре 41-го. Факты разрушения Новоиерусалимского монастыря фигурировали в обвинительном заключении Нюрнбергского процесса.



Внутренне убранство нынче сохранилось вот в таком виде.



Заметно, что интерьер украшали резьба и лепнина в стиле барокко.







Такой вот разнообразный барочный ордер.



Прежде всего, это завершение четырёх столпов, на которых покоится крестово-купольный объем главного храма.



Они Б-г знает какой высоты и ведут к широкому барабану.



Семнадцатый век запечатлен, прежде всего, изразцами и вообще планировкой "Голгофы", церкви на втором ярусе, символизирующей место распятия.



"Голгофа".



Вид на неё же из главного храма. Едва ли не единственный более-менее сохранившийся фрагмент настенной росписи. Изамечательный кусочек баллюстрады с изразцовыми балясинами!



Путь на "Голгофу" украшен тоже в барочном духе.



Встречается и "модерн".



На южной стене - герб заказчика. Пришпиленный орёл-птица с вензлем Елизаветы Петровны на тушке



Барокко-барокко-барокко..



Тут можно и забыть и про ассоциации с Никоном, XVII веком и Подмосковьем: императрица Елизавета и Франческо Растрелли на уме.



Собственно, Растрелли в середине XVIII в. руководил возведением ротонды вокруг Гроба Господня. Помогали ему инженер Бернардаччи и знаменитый Карл Бланк.
Фото шатра над ротондой см. в начале поста. Добавлю только, что хоры ротонды и межоконные пространства были заполнены живописными полотнами на 100 библейских сюжетов, выполнеными в мастерской художника и будущего настоятеля монастыря Н.С. Зертис-Каменского.



Если смотреть с улицы шатёр выглядит так.



Барочные оконные переплеты соседствуют с изразцами главного храма.



Нагромождение вообще знатное.



И в целом - впечатляющее. Колокольню, по ходу собираются восстанавливать.
Обидно, что планируют вывод музея за пределы монастыря, хотя именно светские советские архитекторы восстанавливали обитель после войны.
Пока экскурсии по Новому Иерусалиму водят и музей, и паломнический центр.



Вот так вот.

architecture, moscow_region

Previous post Next post
Up