Ездил с пионерами в Истру, понятное дело, в Новый Иерусалим. Как и с Ногинском, увиденное превзошло ожидания. Погода, природа и прочее были замечательными. Но больше всего впечатлил Воскресенский собор, композиционно задуманный как копия Храма гроба Господня в Иерусалиме старом. Окончательный вид эта громада приобрела после почти столетней череды строительных работ. В основе - "византийский" крестово-купольный храм, с востока к нему примыкает подземная Константиноеленинская церковь. С запада - огромная часовня Гроба Господня под шатром в 55 окон-люкарн. Колокольня с южной стороны рухнула от врыва, который устроила фашня при отступлении в декабре 41-го. Факты разрушения Новоиерусалимского монастыря фигурировали в обвинительном заключении Нюрнбергского процесса.
Внутренне убранство нынче сохранилось вот в таком виде.
Заметно, что интерьер украшали резьба и лепнина в стиле барокко.
Такой вот разнообразный барочный ордер.
Прежде всего, это завершение четырёх столпов, на которых покоится крестово-купольный объем главного храма.
Они Б-г знает какой высоты и ведут к широкому барабану.
Семнадцатый век запечатлен, прежде всего, изразцами и вообще планировкой "Голгофы", церкви на втором ярусе, символизирующей место распятия.
"Голгофа".
Вид на неё же из главного храма. Едва ли не единственный более-менее сохранившийся фрагмент настенной росписи. Изамечательный кусочек баллюстрады с изразцовыми балясинами!
Путь на "Голгофу" украшен тоже в барочном духе.
Встречается и "модерн".
На южной стене - герб заказчика. Пришпиленный орёл-птица с вензлем Елизаветы Петровны на тушке
Барокко-барокко-барокко..
Тут можно и забыть и про ассоциации с Никоном, XVII веком и Подмосковьем: императрица Елизавета и Франческо Растрелли на уме.
Собственно, Растрелли в середине XVIII в. руководил возведением ротонды вокруг Гроба Господня. Помогали ему инженер Бернардаччи и знаменитый Карл Бланк.
Фото шатра над ротондой см. в начале поста. Добавлю только, что хоры ротонды и межоконные пространства были заполнены живописными полотнами на 100 библейских сюжетов, выполнеными в мастерской художника и будущего настоятеля монастыря Н.С. Зертис-Каменского.
Если смотреть с улицы шатёр выглядит так.
Барочные оконные переплеты соседствуют с изразцами главного храма.
Нагромождение вообще знатное.
И в целом - впечатляющее. Колокольню, по ходу
собираются восстанавливать.
Обидно, что планируют вывод музея за пределы монастыря, хотя именно светские советские архитекторы восстанавливали обитель после войны.
Пока экскурсии по Новому Иерусалиму водят и музей, и паломнический центр.
Вот так вот.