Никакие триллиарды Москву от пробок не спасут, потому что жизнь автомобилистов в России построена на других принципах, чем в Европе или Америке.
Дело в том, что нигде в Европе транспортные проблемы не решают только за счет новых дорог. Париж задохнулся бы в пробках, когда б там просто построили кольцевую "переферик". Но там мало пробок, потому что действуют весьма жесткие - и, подчеркиваю, сходные по всей Европе - правила.
Правило первое: нигде в городах в рабочее время нельзя парковать машину бесплатно. То есть повсеместно парковка либо запрещена, либо платная, и чем ближе к центру - тем дороже, плюс с ограничением по времени. Затем либо беги продлевать, либо огребай штраф, без уплаты которого не дадут шенгенской визы.
Правило второе: на окраинах, в спальных районах (а иногда и в центре) земля под парковку под окнами закреплена за резидентами. Посторонние на этом клочке земли оставлять машину не вправе: эвакуируют. Это создает принципиально иной уклад: если ты арендуешь квартиру без парковочного места - значит, пользуешься метро, автобусом, трамваем (плюс прокатом на выходных).
Правило третье: в городах не просто развивается общественный транспорт, но развивается так, что пользоваться им удобнее, чем автомобилем. Например, лондонская Оксфорд-стрит открыта лишь для автобусов, такси и велосипедистов. Автомобилям показан кирпич, а за въезд в центр они еще и заплатят сбор в размере 8 фунтов, это около 400 рублей (для англичан - дорого). Зато табло на остановках показывает, сколько минут автобуса ждать.
Правило четвертое: велосипедистам реально дается дорога. За последние 10 лет велотранспорт продвигается как альтернативный в Париже, Барселоне, Вене - эти города утыканы автоматическими пунктами проката. И не надо кривиться, что "велосипед не для нашего климата". В Хельсинки и Стокгольме такой же климат, как в Петербурге.
Правило пятое: всех, кто решается нарушить предыдущие правила (запарковался в запрещенном месте, не оплатил парковку), штрафуют нещадно, причем без различия чинов и заслуг, и штрафуют, как правило, не полицейские, а специальные службы (в Англии - traffic wardens, "дорожные смотрители"), получающие процент с каждого штрафа.
Ни одно из перечисленных правил не действует в России - да, еще забыл, что в Европе страны децентрализуются, и жизнь во французской провинции часто сытнее жизни в Париже, а потому и не бегут все "в Париж, в Париж!", как у нас бегут "в Москву, в Москву!", потому что хотя вне Москвы жить и можно, но заработать - увы. Еще и поэтому мы обречены на пробки.
Мы вообще обречены на пробки, заторы, затыки, а то и полный ступор везде, где мифические национальные интересы требуют непременного создания уникальной - а не заимствованной! - национальной системы.
Дмитрий Губин. Хочу быть вечно вторым